Так человек становится пленником чужих ожиданий. Все ждут от него успеха, и он старается изо всех сил, просто не может позволить себе быть неуспешным.
Но в жизни случаются и неудачи. Они неприятны, но еще не повод, чтобы впасть в депрессию, сломаться. Однако именно это может случиться с людьми с синдромом отличника, у которых нет опыта переживания проигрышей, потерь и поражений.
Такой отличник во взрослой жизни осторожен и не рискует взвалить на себя ношу лидера: ему больше нравится быть помощником руководителя, экспертом, аналитиком. Он не в состоянии принимать решения в условиях нехватки и переизбытка информации или ее искажения: отличнику надо сначала все проанализировать, продумать...
Отличник не может выйти за границы своей компетентности, потому что боится решить задачу неправильно. Он, как трамвайчик, едет по проложенному пути и не может самостоятельно повернуть в ту или иную сторону.
КТО ПЬЕТ ШАМПАНСКОЕ
Иное дело троечник: он с детства знает, что такое неудачи. Да, частенько он не мог решить какую-то задачу, но учился выкручиваться, временно снижать свой статус, справляться с унижением и радоваться победам. Это сделало его гибким и психологически устойчивым.
Троечник, не зная броду, смело суется в воду, не боится идти туда, где никто еще не был, не страшится выйти за границы собственной компетентности, поскольку даже не подозревает, сколь обширно его незнание. Человек с синдромом отличника перебирает последствия каждого шага и, не зная, как решить задачу, не берется за ее решение.
Подобно сказочному Иванушке, бывший середнячок смело прыгает в кипящий котел – и выигрывает, а отличник часто не рискует – и не пьет шампанского.
Отличник боится влезать в новое дело, потому что тогда придется хотя бы временно оказаться в роли дилетанта, а это для него очень неуютно. Троечнику же не страшно выглядеть бледно, ему все равно, что о нем подумают; он социально независим.
Вот три основных качества, которые могут сделать троечника человеком успешным: внутренняя независимость от мнения окружающих, гибкость и наличие цели.
ПРИМЕР БАРОНА МЮНХГАУЗЕНА
Может ли отличник пересесть из трамвайчика, который движется по проторенному пути, в мощный вездеход, который не забуксует ни на какой дороге? Может, хотя это будет нелегко. Но у него есть помощник – его светлая голова, его интеллект.
• Первое, что должен сделать отличник, – как бы раздвоиться и посмотреть на себя со стороны, поговорить с самим собой. Для этого очень полезно вести дневник. Перечитав свои старые записи, отстранившись, попытайтесь понять, какой же вы и каким хотите стать. В психологии такое отстранение от самого себя называется рефлексией.
• Более примитивный вариант – рассматривание старых фотографий. Вот какой я был когда-то, не такой, как сейчас. Что я тогда хотел, о чем мечтал? Почему у меня это не получилось?
• Второй путь – диалог с кем-то о себе. Лучше, если собеседник будет профессиональным психологом.
Попробуйте вместе поразмышлять, почему вы не можете себя реализовать.
• Третий путь – задать самому себе главные вопросы: что в моей жизни не так; что мешает делать то, что я никогда не делал? И наконец, что я сам для себя хочу сделать в жизни?
Конечно, если начать размышлять о таких вещах, найдется множество уважительных причин не тащить себя за волосы из болота. Но если осознать, к чему может привести страх неуспеха, то найдутся силы на прорыв.
Синдром отличника
Одни с детства учатся на пятерки, а достигают в жизни немногого. Другие звезд с неба не хватают, а выросли – ходят в лидерах. Почему блестящий старт в юности далеко не всегда приводит к успеху во взрослой жизни?
ПЛЕННИК ЧУЖИХ ОЖИДАНИЙ
Стремление все в жизни делать на отлично чаще всего зарождается в раннем отрочестве. Это одно из проявлений юношеского максимализма. Растет способный мальчик или умненькая девочка, все его нахваливают, любуются им, и постепенно он тоже начинает любоваться собой. Он хочет все делать лучше всех – или уж вообще не делать.