Большое значение мелкой моторики.
Под определением «мелкая моторика», о которой так много пишут и так много говорят детские врачи, скрываются движения мелких мышц рук. Все твердят, что их нужно развивать. И совершенно справедливо. Потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев. Ведь ему нужно будет одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество бытовых манипуляций.
Но мелкой моторике придают большое значение еще и потому, что она взаимосвязана с речью. Чем выше двигательная активность маленького человечка, тем лучше развита его речь. И наоборот, у детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук.
Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся рядышком. И стимуляция одной зоны заметно отражается на развитии соседней. Поэтому, обучая малыша речи, будет недостаточно сосредоточиться только на произношении. Параллельно нужно развивать ловкость пальчиков. Уже доказано, что даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» - это не просто забавы для малышей, а очень полезная гимнастика для ручек. Что ни говори, наши пращуры были очень мудры, если, даже не обладая нынешними научными познаниями, они заметили взаимозависимость развития речи и моторики.
С пеленок и до полугода.
Развивать моторику нужно начинать практически с самого рождения. Кормите ли вы малыша, укладываете ли его спать, или же балуетесь в моменты его бодрствования, тихонеч- ко трогайте его пальчики, легонько потягивайте, совершайте каждым круговые движения. Этот своеобразный массаж и есть тренировка мелкой моторики в младенческом возрасте.
У новорожденного пальчики еще сжаты в кулачок. С возрастом он их, конечно, разожмет, но в ваших силах ему в этом немного помочь. Гладьте его ладошкой свои лицо и волосы, пусть он трогает ваш нос и губы. Вкладывайте ему в ручку разные предметы с разной фактурой - резиновые ежики, меховые мячики и т.д.
К 3-4 месяцам координация малыша развивается настолько, что он уже может сам захватывать предметы. Он тянет свои ручонки ко всему, что только попадает в его поле зрения, - погремушке или мобильному телефону.
На этом этапе полезно учить ребенка нажимать ручками на кнопки или клавиши. Лучше всего для этого подойдет маленькое пианино: малышу будет интересно нажать на клавишу и в ответ на свое движение получить звук. На первых порах это могут быть просто удары по клавишам.
С 6 месяцев до года.
С 6 месяцев для укрепления мышц ладоней учите ребенка причесываться ручками без расчески. Просто возьмите детскую ручку, поднимите вверх и плавно двигайте ею вдоль головы вперед и назад, как будто малыш гладит себя хорошего. Это полезно тем, что при выполнении этого упражнения задействуются мышцы плечевого пояса, ладоней, пальцев. В этом возрасте очень полезно между ладоней ребенка круговыми движениями катать грецкий орех по 3-4 минуты.
В 7-8 месяцев маленький исследователь учится ломать, разбирать игрушки, шуметь предметами и хлопать в ладоши. Давайте ребенку в руки крупные яркие игрушки, затем более мелкие, для того чтобы он их перебирал. Так же для развития тонкой моторики руки всегда подойдут всенародно любимые игры «Сорока-белобока», «Ку-ку», «Коза-рогатая».
Около 10 месяцев дите начинает переворачивать все, что попадается под руку, будь то коробка с игрушками или пакет с крупой, и высыпать содержимое на пол. Вдоволь натешась, к концу первого года ребенок наконец-то начинает использовать предметы по их прямому назначению: из ложки кушать, а по телефону набирать номер и разговаривать. Можно купить ему игрушечный телефон, чтобы он учился нажимать на разные кнопочки. Начинайте учить ребенка держать ложку и чашку. Знакомьте его с карандашом и учите рисовать каракули.
В этом возрасте интересны не только специально предназначенные игрушки, а также всяческие мамины баночки, сумочки и косметички. Поэтому подготовьте специальные баночки, которые по-разному открываются и закрываются, кошелечки или сумочки с разными кнопками и молниями. Желательно, чтобы это все-таки не были вещи повседневного употребления, бывающие с вами в магазинах, поликлиниках, общественном транспорте. Не забывайте, что малыш все норовит попробовать «на зубок».
От года до двух.
Чтобы развить пальчики ребенка, достаточно и 5-10-минутных упражнений, но они должны быть регулярными. Полезны такие занятия, как плетение, лепка из пластилина, игры с конструктором, мозаикой, разрывание бумаги на части, рисование карандашами и пальчиковыми красками.
В этом возрасте малыши стараются быть полезными мамам. Поэтому, чтобы заинтересовать своего карапуза, попросите его помочь вам перебрать разноцветную фасоль, которую вы предварительно смешали. Тот же фокус можно проводить с горохом, орехами.
Можно предложить ребенку ложечкой пересыпать сахар или манку из одной чашки в другую. Если это будет для него тяжело,пусть перекладывает ручками фасоль или горох из одной тарелочки в другую.
После полутора лет можете ставить перед своим чадом более сложные задачи: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, переливание воды из емкости с узким горлышком в емкость с широким горлышком. Полезным будет вылавливание игрушек из тазика с крупой или песком.
В общем, чем больше умеет малыш, тем больше перед вами открывается возможностей его развивать. И, конечно же, не забывайте про всеми любимые потешки.
Рассказывая их, научите ребенка поочередно загибать пальчики:
Этот пальчик — гриб нашел,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.
Какой пальчик растолстел, вы, думаю, поняли. Классикой жанра считается и веселый стишок о семье:
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папенька,
Этот пальчик - маменька,
Этот пальчик - Коленька (Оленька, Ирочка, Сашенька и т.д.)
А с этой потешкой задание немного усложнится. Вместо простого загибания пальчиков поочередно соединяйте большой палец с каждым из пятерни:
- С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел!
От двух до трех лет.
Почаще играйте с ребенком в мяч - это очень ценный тренажер для ручек. Мячом можно выбивать игрушки, целиться в корзину, катать по прямой, бросать снизу вверх, назад, играть в футбол.
Полезно возиться с сыпучими материалами, например, с песком. Но если за окном зима или дождь, то поход в песочницу можно заменить игрой с крупами, макаронами, бусинками. Их можно пересыпать, перекладывать руками или ложкой, засовывать через узкие горлышки в бутылки и банки, раскладывать в ячейки для яиц. Ясное дело, что бдительность тут на первом месте. Вспомните, что пишут на игрушках из киндер-сюрпризов! То-то же. Если вы наблюдаете стойкую тенденцию мелкие предметы засовывать в рот или в нос, воздержитесь от игры. А лучше пусть малыш играет под вашим присмотром. Самостоятельно он будет осваивать более безопасные вещи.
Каляки-маляки и не только.
Рисование в этом возрасте сводится к тому, чтобы, кроме произвольных каляк-маляк, малыш учился дорисовывать простейшие недостающие элементы нарисованной вами картинки. Например, у двух человечков или зверюшек улетели воздушные шарики, а малышу нужно их соединить - «привязать» ниточками. Желательно, чтобы ниточки уже были нарисованы бледным цветом, чтобы ребенку было понятно, что и как рисовать.
Можно предложить ему дорисовать дождик, который льется из тучки, лучики солнца, волосы человека, стебельки цветочков, «походить» кисточкой с темной краской по белому снегу (листу бумаги). Нарисуйте волны в море и предложите малышу дорисовать их еще.
Всегда интересно поиграть в «прятки» на бумаге. Для этого нарисуйте или наклейте наклейки, например, волка и зайчика. Зайчик очень боится волка и малышу нужно его спрятать - закрасить как можно гуще, чтобы волк его не нашел. Прятать можно что угодно: ребенка от мух, зайчика от охотника и т.д.
Пальчики-мальчики.
Обратите внимание, что даже в быту совершенно непроизвольно можно разглядеть массу интересных и полезных вариантов упражнений для развития мелкой моторики. Например, у вас рассыпались бусинки или крупа. Не спешите убирать сами, позовите на помощь своего сорванца, пусть потренируется их собирать. Точно так же при случае просите его собрать с пола соринки, открыть почтовый ящик ключом, смотать нитки в клубок, начистить обувь губкой, вытереть пыль, перевернуть страницу книги. Будьте терпимы к неловким движениям - в том-то и смысл ваших действий.
После 2,5 лет вместо потешек начинайте разучивать упражнения для пальчиков. Покажите ему, как с помощью 5-10 пальцев можно изобразить много чего интересного: указательный и средний пальцы «бегают» по столу - это человечек, а если из кулачка показать указательный палец и мизинец, то получится коза. Здесь уж ваша фантазия может придумывать различные всевозможные сюжеты пальчиковых игр. «Человечки» могут бегать наперегонки, танцевать, ходить по клеточкам. Вспомните, как вы в детстве играли с тенью на стене, показывая пальцами собаку, зайца, лебедя. Малышу также будет забавно научиться делать очки из большого и указательного пальцев обеих рук.