Мама просто знает.
«Когда я несла тебя домой из роддома, то на лестничной площадке заглянула в конвертик и застыла в изумлении. Ты смотрела на меня таким всепроникающим и полным смысла взглядом, что с этого момента я была абсолютно уверена - ты все понимаешь, все чувствуешь, все знаешь обо мне, доченька моя!» – так мне рассказывала моя мама, когда я, беременная, расспрашивала ее о своем младенчестве. После этих слов многие фрагменты из моей уже взрослой жизни сложились в одну картинку: как мама однажды позвонила мне издалека и спросила, как я себя чувствую. Потому что она уверена, что у меня температура. И у меня была, да еще какая! Когда же мне пришло время рожать, что случилось на неделю раньше установленного срока, мама находилась за сто километров на даче с сыном сестры. Мы с мужем не рассчитывали ни на какую поддержку, но она внезапно возникла на пороге и, даже не поздоровавшись, спросила: «Скорую вызвали?». Откуда ты все это знала? – пытала я ее после каждого такого случая. Мама разводила руками: просто знала - и все.
Лучший друг.
Став матерью, я неоднократно замечала, что некое бессловесное понимание между мной и сыном установилось как бы само собой. Если мое плохое настроение было вызвано не зависящими от ребенка причинами, малыш словно бы «подстраивался» под меня. Особенно это стало заметно после года. Ребенок мог подолгу сам заниматься собой, особенно тогда, когда я была в таком состоянии, что казалось, все меня раздражает, и лучше меня лишний раз не трогать. Его умиротворенность была заразительна - все мои беды начинали казаться не такими уж страшными. Став постарше, сын мог подойти, не говоря не слова, приласкаться ко мне и словно передать часть своей неисчерпаемой детской энергии.
Бывает по-разному.
Разговаривая с другими матерями и наблюдая за их взаимоотношениями с детьми, я обратила внимание, что все они вырабатывают свои законы общения. У иных все построено на нюансах, они чутко реагируют друг на друга. А некоторые матери на удивление нечувствительны к знакам, которые им подает их дитя. И бывает, чужой родительнице удается раньше понять нужды малыша, чем его собственной матери.
Мы связаны.
Очевидно, что между нами и нашими детьми существует незримая нить, протянутая от сердца к сердцу. Благодаря этой природной связи между матерью и ребенком, мы почти все понимаем без слов и тогда, когда один из собеседников еще не умеет говорить. Возможность такой связи предусмотрена природой как один из механизмов выживания, но она может быть не сформирована, подавлена или разрушена.
Малыш появился на свет. Хорошо, если в роддоме были созданы максимальные условия для вашего немедленного воссоединения. Но случается по-всякому, и находятся всевозможные причины, по которым мать и дитя могут быть разлучены в первые дни после встречи. Да и во время беременности женщины по-разному осознают свою готовность к материнству. Способность чувствовать и предугадывать формируется постепенно, для этого нужны часы и дни.
Материнский бондинг (от английского слова bond - «связь, узы») - это часть общечеловеческих отношений, хотя и особая часть. В отличие от связи с отцом, связь между матерью и ребенком носит в том числе и физиологический характер. Существуют сотни различных факторов, влияющих на формирование этой связи.
Мы знаем, что и между двумя любящими, пусть и не родными, людьми со временем налаживается незримая психологическая связь, позволяющая предугадывать мысли, настроения, чувствовать тончайшие изменения в отношениях, ощущать едва ли не чужую боль. Что говорить о матери и ребенке, чья связь поддерживается природой на гормональном уровне. Выброс гормона окситоцина, особенно усиливающегося у женщин во время грудного вскармливания, помогает наладить такую связь как нельзя лучше. Но и матерям, которые пережили травматичные роды или не кормят грудью, этот путь, хотя и затруднен, вовсе не закрыт.
Слушайте и услышите.
Лучший способ настроить свою собственную «линию связи» - это устранить из вашей с малышом жизни как излишний контроль, так и безразличную расхлябанность. Не нужно делать ребенка чем-то вроде своего ежедневника, а его распорядок дня - способом организовать собственную жизнь. Согласование ваших ритмов не терпит суеты. Излишние волнения, тревоги и метания на тему «что я делаю не так», особенно если вы их сознательно в себе взращиваете, - это и есть первое проявление вашей пока еще мнимой безответственности. Ведь этим ненужным эмоциональным шумом вы заглушаете инстинктивные и интуитивные импульсы, которые вам подает ваш организм – организм матери.
Да, ребенок - новичок в этом мире. Но ваше дитя не первый человек на земле. Так что не беспокойтесь - он снабжен природой достаточным количеством способов, чтобы дать знать, что ему нужно именно в этот момент жизни. Главное, чтобы было кому его «выслушать».
Все свои сообщения малыш адресует матери. А она может настроиться на своего ребенка, спокойно прислушиваясь к его дыханию, когда он спит рядом, держа у груди на руках во время укачивания, спокойно и внимательно относясь к естественным надобностям ребенка, не «выслеживая», но и не игнорируя его малейшие движения. Мама учится, часто почти на подсознательном уровне, по внешним, едва уловимым признакам беспокойства, по каким-то общим на двоих внутренним часам, улавливать, когда малышу надо «а-а» или «пи-пи». Учится отличать плач от боли или голода, недовольного хныканья от скуки.
Доверьтесь себе и ребенку.
Различные материалы, которые мы можем почерпнуть из литературы по уходу за детьми, из личного опыта других матерей, очень важны. Воспринимайте рекомендации с доверием (если они того достойны), но и со здоровой долей критики. Которая уместна хотя бы потому, что опыт каждой матери и ребенка не только имеет общие характеристики (иначе какой смысл что-то обобщать и обсуждать, делать выводы!), но и индивидуальные черты. И именно эти «детали», едва заметные постороннему взгляду, но очевидные для чуткой матери, и делают ваши отношения с собственным ребенком уникальными.
Радуйтесь и ищите спокойствие среди своих забот. Тогда вы сможете ясно слышать тот самый голос материнской и детской привязанности друг к другу, который со временем не заглушат никакие жизненные бури.