Нас преследует аура бедности с налетом ущербности. Потому что носим мы ее внутри и она сквозит в нашем поведении. В богатстве и бедности: борьбы за первенство есть свои плюсы и минусы.
Она из секты «не верящих в свободную кассу» в супермаркете, подозревающих какой-то подвох. Лучше опередить старушку, послать детей занять очередь во всех кассах, на случай форс-мажорных обстоятельств. Она пользуется VIP-входом на подъемник на лыжных курортах, в котором мы умудряемся создавать очередь, длиннее обычной, не VIP-овской. Она участвует в разработке стратегических планов по захвату лежаков на пляже в пятизвездочном отеле, с выставлением часовых на ночь, подъемом в шесть утра — для того, чтобы разбросать шлепанцы и мокрые полотенца.
Если нет очереди, нужно ее создать, чтобы потом бороться за первенство. Ну не верим мы, что на всех хватит. И действительно, после нас уже не хватает. Богатые имеют роскошь ждать, а у нас психология бедности.
Многие из нас воспитаны на советском дефиците. Богатство и бедность: борьба за первенство позволяет каждому из нас чувствовать свою психологическую опору. Кончится, не завезут, запретят, не выделят, сократят или отменят. Не останется сапог, белья, мужиков и елочных игрушек. Мы продолжаем жить с этой психологией, хотя всего уже вроде хватает, но мы в это не верим. Именно поэтому и не хватает, что все думают, что не хватит. Замкнутый круг, который все равно начинается с нас. Богатство — это не когда больше, чем у другого, а когда вполне достаточно для себя. Даже когда есть достаток, внутренняя бедность не дает нам расслабиться.
Только бедные боятся, что у них скоро отнимут благополучие, и нуждаются в постоянном доказательстве своей «не бедности». Верх роскоши и богатства — последним зайти в самолет, когда ваше имя объявили семь раз на пяти языках, и вы гордо вваливаетесь в бизнес-салон, жалея лишь о том, что эконом-класс находится в хвосте, и не все пассажиры видели, как вы круто вошли, распихали пакеты с логотипами и плавно опустились в кресло. Мы должны выходить из самолета задолго до того, как подъедет трап и галопом рваться в автобус, чтобы занять стратегический рубеж у самых дверей. А какое удовольствие — опоздать в кинотеатр или занять чужое место! Если отменят визы, мы перестанем ездить, кому она нужна, скучная Европа, сдающаяся без борьбы, когда любой турист может взять и поехать?!
Богатство и бедность: борьба за первенство наступает, когда мы начинаем думать: нельзя иметь все, что хочется, а материальное благосостояние обязательно сопровождается душевной нищетой. Цинизм и материализм вошли в норму, но у нас не всегда получается сбалансированный немецкий прагматизм, когда не грех вернуть в магазин не понравившиеся рождественские подарки. С южной щедростью у нас тоже не очень: нет-нет, да и зажмем чаевые после роскошного банкета.
Нездоровый эгоизм, напускной цинизм, неуместная гордость и необоснованные амбиции — все это признаки психической бедности. Иногда она маскируется под духовность, тогда мы финансируем политиков, но торгуемся с врачами, строим церкви, но экономим на образовании. Наверное, считаем, что Бог и правительство отвечают за распределение, и теперь нам уж точно что-нибудь перепадет.
Психология богатства и бедности: борьбы за первенство даже среди самых богатых проявляется в страхе перед будущим, недоверии к окружающим, попытке любой ценой сохранить уже накопленное и урвать что-нибудь у других. Страх потерять будто бы случайно свалившееся благосостояние. Страх упустить последний поезд, от которого нельзя отстать, другого уже не будет, да и этот неизвестно как попал в эти края. Жизнь взаймы — в долг, который непременно потребуют назад, будто это временное украденное у жизни благополучие, потому что на всех не хватит. Психологические бедняки не понимают, что принцип «здесь и сейчас» не значит, что нужно все потребить прямо здесь и прямо сейчас.
Каждый раз, как в последний, — это психологический, а не физиологический принцип. Нужно получить максимум удовлетворения на психическом уровне. Какое удовольствие от дорогой машины, если нужно все время думать, как подрезать других на дороге? Удовлетворение от того, что мы выпили больше других, и наша шуба сшита из эксклюзивного соболя, длится недолго. Все равно подкрадывается гадкое ощущение бедности. Страх обедняет восприятие жизни, не дает возможности жить настоящим, напоминает о прошлом и страшит будущим.
«Бедная» психология зарождается из-за того, что мы обучены жить целями, а не ценностями. Наши мечты, цели — это то, что нам нужно. Ценности — то, для чего все это надо. Часто мы неимоверными усилиями достигаем больших целей, которые не соответствуют нашим ценностям, и чувствуем, что ничего не приобрели, остались бедными.
Многие вещи мы считаем нормальными. Нормально иметь проблемы, беспокоиться, бояться и вести борьбу. Но нормально — это еще не естественно. Естественно то, что мы уже богаты, потому что мы живем. Жизнь сама богата, и всего у нее для нас предостаточно, главное — лишь хватило бы отведенного нам времени, чтобы оценить данное богатство, почувствовать, попробовать, удивиться, огорчиться и обрадоваться. Закат над морем — такая же роскошь для миллионера, как и для вас. Из этого не следует, что нужно снять бриллианты, продать машину и раздать модную одежду. Просто не нужно бояться все это потерять. Не надо довольствоваться малым, нужно жить с ощущением изобилия.
За сколько бы вы продали возможность видеть, чувствовать, ходить? А за сколько вашу способность любить? Миллион миллионов, весь «Газпром», половину от Google, два корабля стразов, алмазные копи, все новые коллекции одежды и обуви до 2045 года? Нет?! Так вы уже несметно богаты.
Секрет очень прост: мы сами устанавливаем наш уровень благосостояния, богатство и бедность: борьба за первенство не проходит мимо. Когда мы перестаем определять эту планку по чужим меркам, то получаем необходимый уровень психологической свободы. Быть богатым — означает жить на собственных условиях в соответствии со своими возможностями, а не существовать в соответствии с ограничениями и ожиданиями других.
Когда у вас действительно есть богатство, у вас не только достаточно материальных и душевных ресурсов, — у вас есть уверенность в том, что вы можете создать еще. У вас исчезает страх, что будет не хватать, если есть доверие к жизни, ощущение подъема, появляется способность делиться и дарить. Психический комфорт, удовлетворенность тем, что у вас есть, и кто вы есть, — половина дороги к счастью. Остальное дает только любовь. Чтобы дойти до счастья, нужно позабыть о бедности, чтобы любить, нужно быть поистине богатым. Любовь — это способность отдавать другим и получать от этого удовольствие. Думаю, за этим роскошно одетая женщина ко мне и пришла. Постараюсь поделиться своим богатством.