Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

02.06.2010

Как правильно развивать речь у ребенка?


Мы привыкли умиляться, глядя на то, как наши дети учатся гово рить. Но лишь немногие знают, что эти забавные первые годы – еще и очень важный пери од в развитии ребенка, кото рый нельзя упустить. Как правильно развивать речь у ребенка? На что следует обратить особое внимание, а в чём действует принцип «природа поможет»? И в каких случаях следует обратиться за помощью к специалисту? Ответы на все эти вопросы читайте ниже.
1 76096

Язык и речь – это то, что в первую очередь отличает нас, людей, от животных. У нас есть так называемая «сигналь­ная система», благодаря которой мы можем передавать друг другу информацию. Сигнальная систе­ма появляется исключительно в процессе общения ребенка с дру­гими людьми. Чем лучше мы разовьем у ребенка эту систему, чем активнее будем стимулиро­вать в нем умение говорить, тем более умным и здоровым он вырастет. Конечно, у каждого ребенка своя скорость освоения языка, но общие принципы все же существуют. Их знание поможет вам не пропу­стить возможное отставание и вовремя забить тревогу.

ОТ 1 ДО ПОЛУТОРА ЛЕТ

Что умеет малыш?

• Знает свое имя, а также имена близких людей и домашних животных.

• Его словарный запас составляет уже 30-40 слов.

• Начинает осваивать более слож­ные слова, произнося их пока в своем детском варианте (кошка -«кися» или «кс-кс», бабушка -«баба», собака - «афа» и т.п.).

• Знает много глаголов и активно ими пользуется.

• Понимает боль­шую часть из того, что слышит (даже если еще не говорит).

• Может выполнять простые просьбы («принеси штанишки»; «подними зайчика»...).

• В полтора года происходит рез­кий скачок в развитии речи: ребе­нок может начать активно гово­рить, даже если до этого молчал или был немногословен.

Как вести себя родителям?

• Ни в коем случае не передраз­нивайте ребенка, коверкая слова следом за ним, а наоборот, неза­метно поправляйте его, каждый раз произнося слово правильно.

• Как можно чаще разговари­вайте с малышом, сопровождайте речью все свои и его действия.

• Терпеливо отвечайте на все вопросы, например, «А что это?», которыми ребенок рано или позд­но начнет вас «засыпать».

ОТ ПОЛУТОРА ДО 3 ЛЕТ

Что умеет малыш?

• Имеет словарный запас 1000-1500 слов.

• Понимает значение простых предлогов.

• К трем годам использует все части речи и даже ставит глаголы в прошедшее время.

• Употребляет не только кон­кретные, но и обобщенные поня­тия (игрушка, зверь, еда и т. д.).

• Знает время суток (утро, день).

• Задает вопросы «Где?», «Куда?», «Откуда?», а к трем годам появляется главный вопрос - «Почему?» (это означа­ет новый этап в его умственном развитии).

• Говорит короткими предложе­ниями (в два-три слова).

• Умеет рассказать о своих мыс­лях и впечатлениях.

Как вести себя родителям?

• Считается, что чем раньше ребенок начнет задавать вопрос «Почему?», тем полноценнее его умственное развитие, чем позже – тем очевиднее задержка. Если в три года он еще не задает этот вопрос, необходимо стимулиро вать его интерес к окружающему миру и спрашивать самим: «А почему то? А почему это?» - и самим же отвечать.

• Почаще обсуждайте увиденное на прогулке, по телевизору.

• Обязательно играйте вместе с ребенком (в кубики, в кукольный театр, в больницу, в прятки...).

• Вместе с ребенком рассматри­вайте и обсуждайте картинки.

• Разучивайте с ним песни.

• Всегда читайте ему вслух перед сном – лучше всего сказки (и обя­зательно обсуждайте героев).

СЛОВОТВОРЧЕСТВО — ЗНАЧИТ, ОН ЗНАЕТ ЯЗЫК

Все помнят книгу К. Чуковского «От двух до пяти», в которой писатель с огромной любовью проанализировал детскую речь и детское словотворчество – период, через который в этом возрасте проходят все детки. В книге собраны результаты этого творчества: уморительно смешные словечки, которые вылетают у детей совершенно спонтанно. «Пахнота» вместо «запах», «прыг» вместо «прыжок», «я тебя любу» вместо «я тебя люблю», «эти сапожки велики, а эти – малоки» вместо «малы», «помогание» вместо «помощь». Различные «страшность», «умность», слова-раскладушки - «бананас», «намакаронился», «вкуски» и т.д. Такое придумывание несуществующих в языке, но при этом образованных с вполне понятной логикой слов говорит о том, что ребенок настолько хорошо изучил строй и алгоритм языка, что свободно компонует языковые единицы. Что касается вреда или опасности детского словотворчества периода «от двух до пяти», то здесь можно не беспокоиться: если семья (и окружение ребенка в целом) говорит грамотно, то ребенок быстро сообразит, какие слова оставить в своем обиходе, а с какими без сожаления расстаться.

ОТ ПЕРВОГО КРИКА ДО НОРМАЛЬНОЙ РЕЧИ

1 месяц - внимательно смотрит вам в лицо кричит (когда голоден, намочил пеленки, болит живот и т. д.)

2 месяца - издает гортанные звуки реагирует на обращение, начинает улыбаться

3 месяца - «комплекс оживления»: при обращении к нему ребенок улыбается, начинает беспорядочно двигать руками и ногами, издавать протяжные, гортанные звуки

4 месяца - громко хохочет, если с ним играют   плачет со слезами, когда чем-то обижен или недоволен;   издает звуки «агу», «агы», «эга» и т. п.

5 месяцев - «поет»: издает протяжные звуки разной высоты и длительности, поворачивает голову на голос

6 месяцев - лопочет (начинает произносить слоги «ба-ба-ба», «да-да-да», «на-на-на» и т.п.), начинает понимать отдельные слова («дай», «возьми», «брось», «где» и т. п.)

7 месяцев - играет в «ладушки»

8 месяцев - активный лепет

9 месяцев - повторяет звуки за взрослыми.(«ням-ням», «кыс-кыс»)

10 месяцев - подражает звукам и словам

11 месяцев - прощается (машет ручкой, говорит «пока»), знает вопрос «Где?», произносит по слогам простейшие слова: «мама», «папа» «дай» и т. д.

12 месяцев -  умеет произносить 8-10 слов

МАМЫ БЕСПОКОЯТСЯ

Перечисленные выше этапы  становления и развития речи у ребенка следует восприни­мать достаточно условно. В этом вопросе возможны вари­анты. Например, в результате исследования, проведенного среди детей в возрасте одного года (не умственно отсталых и не вундеркиндов), выяснилось, что минимальный словарь ребен­ка в этом возрасте может состав­лять всего 4-5 слов, а максималь­ный – 232! Некоторые дети про­износят первые слова уже в 10 месяцев, а к году переходят на предложения. Другие же упор­но «молчат» лет до двух, отделы­ваясь примитивными словечками, а потом их как будто прорывает: начинают говорить много и раз­нообразно, разом переводя свой пассивный запас в актив. И тот, и другой варианты находятся в пределах нормы, но в некото­рых случаях родителям следует обеспокоиться и обратиться к врачу-логопеду:

• если ребенок совсем не осва­ивает речь (например, не про­износит сочетаний гласных и согласных звуков) и сильно отстает от сверстников (исключе­ние составляют недоношенные дети, которые обычно развивают­ся с отставанием на 1-2 месяца);

• если ребенок после двух лет продолжает оставаться на ста­дии автономной речи (детского лепета), путает падежи и число, то нужно провериться у врача –возможно, у него отклонение, которое называется алалией;

• если ребенок продолжает коверкать язык до 5-6 лет, это подозрение на диспраксию (недо­развитие фонематического слуха), которая требует лечения.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА:

Тамара Тимофеевна БУРАВКИНА, детский врач-логопед

Как это ни парадоксально, но в современном цивили­зованном обществе наблюдается тенденция к росту отклонений в развитии речи среди детей. Сегодня у каждого четвертого ребенка дошкольного возраста обнаруживается замедленное развитие речи. Специалисты связывают это, с одной сторо­ны, с занятостью родителей и, соответственно, с недостатком общения у ребенка, а с другой, с уменьшением живого общения людей в целом в пользу телевизо­ра и Интернета. Еще одной причи­ной отставания в речевом разви­тии у ребенка может быть излиш­няя предупредительность взрос­лых. Общаясь с малышом изо дня в день, легко научиться понимать все его трудно узнаваемые сло­вечки. Но тогда вы лишите его стимулов совершенствовать свою речь. Между тем существует рубеж (3-4 года), после которого «застревание» на стадии автоном­ной речи становится опасным не только для дальнейшего развития речи вашего ребенка, но и для его общего развития. Так как правильно развивая речь у ребенка, вы закладываете "фундамент" его дальнейшей успешной жизни - стоит отнестись к этому максимально серьезно. Очень важно развивать познавательную сторону речи, которая у дошкольников выражается в бесконечных вопросах об окру­жающем мире. Если взрослые ведут себя недостаточно терпели­во (отмахиваются от детей, отве­чают односложно), то дети могут перестать задавать свои вопросы, и тем самым их умственное развитие будет приостановлено. 

Автор: Мария Ситтель

Коммент. (0)

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера