Язык и речь – это то, что в первую очередь отличает нас, людей, от животных. У нас есть так называемая «сигнальная система», благодаря которой мы можем передавать друг другу информацию. Сигнальная система появляется исключительно в процессе общения ребенка с другими людьми. Чем лучше мы разовьем у ребенка эту систему, чем активнее будем стимулировать в нем умение говорить, тем более умным и здоровым он вырастет. Конечно, у каждого ребенка своя скорость освоения языка, но общие принципы все же существуют. Их знание поможет вам не пропустить возможное отставание и вовремя забить тревогу.
ОТ 1 ДО ПОЛУТОРА ЛЕТ
Что умеет малыш?
• Знает свое имя, а также имена близких людей и домашних животных.
• Его словарный запас составляет уже 30-40 слов.
• Начинает осваивать более сложные слова, произнося их пока в своем детском варианте (кошка -«кися» или «кс-кс», бабушка -«баба», собака - «афа» и т.п.).
• Знает много глаголов и активно ими пользуется.
• Понимает большую часть из того, что слышит (даже если еще не говорит).
• Может выполнять простые просьбы («принеси штанишки»; «подними зайчика»...).
• В полтора года происходит резкий скачок в развитии речи: ребенок может начать активно говорить, даже если до этого молчал или был немногословен.
Как вести себя родителям?
• Ни в коем случае не передразнивайте ребенка, коверкая слова следом за ним, а наоборот, незаметно поправляйте его, каждый раз произнося слово правильно.
• Как можно чаще разговаривайте с малышом, сопровождайте речью все свои и его действия.
• Терпеливо отвечайте на все вопросы, например, «А что это?», которыми ребенок рано или поздно начнет вас «засыпать».
ОТ ПОЛУТОРА ДО 3 ЛЕТ
Что умеет малыш?
• Имеет словарный запас 1000-1500 слов.
• Понимает значение простых предлогов.
• К трем годам использует все части речи и даже ставит глаголы в прошедшее время.
• Употребляет не только конкретные, но и обобщенные понятия (игрушка, зверь, еда и т. д.).
• Знает время суток (утро, день).
• Задает вопросы «Где?», «Куда?», «Откуда?», а к трем годам появляется главный вопрос - «Почему?» (это означает новый этап в его умственном развитии).
• Говорит короткими предложениями (в два-три слова).
• Умеет рассказать о своих мыслях и впечатлениях.
Как вести себя родителям?
• Считается, что чем раньше ребенок начнет задавать вопрос «Почему?», тем полноценнее его умственное развитие, чем позже – тем очевиднее задержка. Если в три года он еще не задает этот вопрос, необходимо стимулиро вать его интерес к окружающему миру и спрашивать самим: «А почему то? А почему это?» - и самим же отвечать.
• Почаще обсуждайте увиденное на прогулке, по телевизору.
• Обязательно играйте вместе с ребенком (в кубики, в кукольный театр, в больницу, в прятки...).
• Вместе с ребенком рассматривайте и обсуждайте картинки.
• Разучивайте с ним песни.
• Всегда читайте ему вслух перед сном – лучше всего сказки (и обязательно обсуждайте героев).
СЛОВОТВОРЧЕСТВО — ЗНАЧИТ, ОН ЗНАЕТ ЯЗЫК
Все помнят книгу К. Чуковского «От двух до пяти», в которой писатель с огромной любовью проанализировал детскую речь и детское словотворчество – период, через который в этом возрасте проходят все детки. В книге собраны результаты этого творчества: уморительно смешные словечки, которые вылетают у детей совершенно спонтанно. «Пахнота» вместо «запах», «прыг» вместо «прыжок», «я тебя любу» вместо «я тебя люблю», «эти сапожки велики, а эти – малоки» вместо «малы», «помогание» вместо «помощь». Различные «страшность», «умность», слова-раскладушки - «бананас», «намакаронился», «вкуски» и т.д. Такое придумывание несуществующих в языке, но при этом образованных с вполне понятной логикой слов говорит о том, что ребенок настолько хорошо изучил строй и алгоритм языка, что свободно компонует языковые единицы. Что касается вреда или опасности детского словотворчества периода «от двух до пяти», то здесь можно не беспокоиться: если семья (и окружение ребенка в целом) говорит грамотно, то ребенок быстро сообразит, какие слова оставить в своем обиходе, а с какими без сожаления расстаться.
ОТ ПЕРВОГО КРИКА ДО НОРМАЛЬНОЙ РЕЧИ
1 месяц - внимательно смотрит вам в лицо кричит (когда голоден, намочил пеленки, болит живот и т. д.)
2 месяца - издает гортанные звуки реагирует на обращение, начинает улыбаться
3 месяца - «комплекс оживления»: при обращении к нему ребенок улыбается, начинает беспорядочно двигать руками и ногами, издавать протяжные, гортанные звуки
4 месяца - громко хохочет, если с ним играют плачет со слезами, когда чем-то обижен или недоволен; издает звуки «агу», «агы», «эга» и т. п.
5 месяцев - «поет»: издает протяжные звуки разной высоты и длительности, поворачивает голову на голос
6 месяцев - лопочет (начинает произносить слоги «ба-ба-ба», «да-да-да», «на-на-на» и т.п.), начинает понимать отдельные слова («дай», «возьми», «брось», «где» и т. п.)
7 месяцев - играет в «ладушки»
8 месяцев - активный лепет
9 месяцев - повторяет звуки за взрослыми.(«ням-ням», «кыс-кыс»)
10 месяцев - подражает звукам и словам
11 месяцев - прощается (машет ручкой, говорит «пока»), знает вопрос «Где?», произносит по слогам простейшие слова: «мама», «папа» «дай» и т. д.
12 месяцев - умеет произносить 8-10 слов
МАМЫ БЕСПОКОЯТСЯ
Перечисленные выше этапы становления и развития речи у ребенка следует воспринимать достаточно условно. В этом вопросе возможны варианты. Например, в результате исследования, проведенного среди детей в возрасте одного года (не умственно отсталых и не вундеркиндов), выяснилось, что минимальный словарь ребенка в этом возрасте может составлять всего 4-5 слов, а максимальный – 232! Некоторые дети произносят первые слова уже в 10 месяцев, а к году переходят на предложения. Другие же упорно «молчат» лет до двух, отделываясь примитивными словечками, а потом их как будто прорывает: начинают говорить много и разнообразно, разом переводя свой пассивный запас в актив. И тот, и другой варианты находятся в пределах нормы, но в некоторых случаях родителям следует обеспокоиться и обратиться к врачу-логопеду:
• если ребенок совсем не осваивает речь (например, не произносит сочетаний гласных и согласных звуков) и сильно отстает от сверстников (исключение составляют недоношенные дети, которые обычно развиваются с отставанием на 1-2 месяца);
• если ребенок после двух лет продолжает оставаться на стадии автономной речи (детского лепета), путает падежи и число, то нужно провериться у врача –возможно, у него отклонение, которое называется алалией;
• если ребенок продолжает коверкать язык до 5-6 лет, это подозрение на диспраксию (недоразвитие фонематического слуха), которая требует лечения.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА:
Тамара Тимофеевна БУРАВКИНА, детский врач-логопед
Как это ни парадоксально, но в современном цивилизованном обществе наблюдается тенденция к росту отклонений в развитии речи среди детей. Сегодня у каждого четвертого ребенка дошкольного возраста обнаруживается замедленное развитие речи. Специалисты связывают это, с одной стороны, с занятостью родителей и, соответственно, с недостатком общения у ребенка, а с другой, с уменьшением живого общения людей в целом в пользу телевизора и Интернета. Еще одной причиной отставания в речевом развитии у ребенка может быть излишняя предупредительность взрослых. Общаясь с малышом изо дня в день, легко научиться понимать все его трудно узнаваемые словечки. Но тогда вы лишите его стимулов совершенствовать свою речь. Между тем существует рубеж (3-4 года), после которого «застревание» на стадии автономной речи становится опасным не только для дальнейшего развития речи вашего ребенка, но и для его общего развития. Так как правильно развивая речь у ребенка, вы закладываете "фундамент" его дальнейшей успешной жизни - стоит отнестись к этому максимально серьезно. Очень важно развивать познавательную сторону речи, которая у дошкольников выражается в бесконечных вопросах об окружающем мире. Если взрослые ведут себя недостаточно терпеливо (отмахиваются от детей, отвечают односложно), то дети могут перестать задавать свои вопросы, и тем самым их умственное развитие будет приостановлено.