Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

02.06.2010

Стоит ли сейчас брать кредит?


Еще совсем недавно все были уверены в ста бильном росте россий ской экономики, и непре­менный атрибут разви того общества потребле ния — жизнь в кредит — сулил только наслажде ние «прямо сейчас». Момент расплаты насту пил, как обычно, неожи данно. Кризис застал нас неподготовленными! Можно ли сейчас купить машину или квартиру в кредит? Можно ли взять ипотеку на недостроенное жилье? Кому сейчас дают креди ты? И стоит ли сейчас брать кредит вообще или лучше не ввязываться в долговые отношения с банками? Ищем отве ты на эти вопросы вместе...
0 69369

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Очередное, после дефолта 1998 года, испытание на прочность российской банков­ской системы случилось спустя 10 лет – осенью 2008 года. Однако панику среди населения Центробанк и правительство сумели остановить, с одной сто­роны, уверенными заявлениями первых лиц о том, что «кризис России не страшен», и с другой, подняв размер застрахованной суммы вкладов до 700 000 рублей. Уже в декабре было ясно, что простые люди перестали забирать свои деньги из банков, и послед­ние перестали волноваться за свою операционную деятельность.

Однако с начала 2010 года стало очевидно: проблемы толь­ко начинаются и никак не жела­ют рассасываться. В первую оче­редь этому способствуют «пло­хие» кредиты. Как только у кре­дитора (банка) появляются сомнения в том, что заемщик (клиент) вернет одолженные ему деньги (с процентами, разумеет­ся), кредит объявляется «нехоро­шим». Если банк не получает свою прибыль с займов, он не может выплатить проценты тем, кто, в свою очередь, одолжил деньги ему (держателям депози­тов). Все это заставило банки серьезно пересмотреть свою политику в отношении выдавае­мых кредитов. Прежде всего произошло сокращение кредит­ных программ. Первыми под удар попали наиболее долгосроч­ные - ипотечные – займы. Абсо­лютно заморожены программы кредитования под залог нежилой и недостроенной недвижимости.

Объем выданных автокреди­тов по сравнению с концом про­шлого года уменьшился в пять раз. Ставки в среднем выросли в два раза (с 10-15% до 20-30% в рублях), число одобренных зая­вок неуклонно снижается с рекордных прошлогодних 80%, при этом растет размер первона­чального взноса (около 30%).

Потребительское кредитова­ние также претерпело измене­ния и не в лучшую для заемщи­ков сторону. Стремясь снизить издержки, банки закрывают офисы «экспресс-кредитов», так надоевшие нам в крупных мага­зинах бытовой техники в про­шлом году. На фоне неутеши­тельных прогнозов о росте без­работицы ставки по краткосроч­ным кредитам наличными также выросли до рекордных отметок (цифрой в 40% полной стоимо­сти кредита сегодня никого уже не удивишь). При этом владель­цы зарплатных кредитных карт столкнулись с серьезным умень­шением доступного лимита.

ПОРТРЕТ ИДЕАЛЬНОГО ЗАЕМЩИКА

В связи с кризисом изменились и характеристики, опреде­ляющие уровень благонадеж­ности потенциального клиента. Как правило, банки учитывают сразу много факторов: возраст, профессию, уровень дохода, семейное положение и т.п.

В категорию рискованных заемщиков попали работники отраслей, раньше считавшихся наиболее стабильными: финан­сового и строительного сектора, металлургии и рекламного биз­неса. При этом положение бюд­жетников сильно изменилось – они стали чуть ли не самыми желаемыми клиентами банков. Им брать кредит стало легче всего.

Среди своих клиентов финан­совые организации хотят видеть людей со стабильным положени­ем. Молодым людям (до 21 года) без денежной специальности или хотя бы высшего образования получить кредит без поручите­лей практически невозможно.

СВЕТ В КОНЦЕ

Сейчас положение кредит­ного рынка довольно шат­кое. Однако против прописной истины о том, что только дешевые кредиты двигают экономику, вряд ли возможно возразить что-либо существенное. Вполне понимая это, государство организовало несколько программ, призванных поддержать рынки ипотеки и автокредитования. В первом случае, однако, первоочередной задачей ставится спасение уже существующих заемщиков. Для них разработан стандарт рефи­нансирования кредитов с помо­щью Агентства по ипотечному жилищному кредитованию. Государственное софинансирование ставки автокредитов пресле­дует сразу две цели: поддержать банки и содействовать развитию отечественного автопрома. Суть программы в том, что покупка дешевого (до 350 тыс. руб.) авто­мобиля может быть осуществлена с помощью кредита по понижен­ной ставке. Однако расширение рынка кредитных услуг аналити­ки в один голос называют мало­вероятным. Банкам придется отказаться от сверхприбылей, которые обеспечивали кредиты, а потребителям – от большинства незапланированных трат и вер­нуться к модели постепенного накопления на желаемое. И ответить для себя на вопрос «Стоит ли сейчас брать кредиты?» отрицательно.

5 ПРИЧИН ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ИДЕИ ВЗЯТЬ КРЕДИТ:

1. У вас не определен личный бюджет на срок кредита.

2. Вы хотите купить что-то, что у вас уже есть.

3. Вам приходится платить штрафы за просрочки по коммуналь­ным платежам.

4. У вас уже есть долговая нагрузка.

5. Покупка не является срочной. Если вы можете передвинуть свою цель на полгода вперед, возможно, вам не нужно прибегать к деньгам банка. Откладывайте предполага­емые взносы на пополняемый депозит, и у вас будет шанс переиграть инфляцию. 

Автор: Мария Ситтель

Коммент. (0)

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера