Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

02.04.2011

Леворукость: физиологические аспекты леворукости

Для некоторых родителей левокурость ребенка – сигнал к началу борьбы. Они уверены, что чадо нужно как можно скорее переучить, привить «правильные» навыки, иначе у ребёнка через пару лет возникнут проблемы и в саду, и в школе, м в жизни в целом. Некоторые же родители воспринимают факт леворукости своего малыша спокойно, а о переучивании говорят: «Это же всё равно, что за­ставлять ребёнка ходить на руках! Счастливее и успешнее он не ста­нет, а вот невроз и кучу комплек­сов точно заработает». Кто из них прав? Итак, леворукость: физиологические аспекты леворукости – тема разговора на сегодня.
1 69443

Откуда это берется?

Наш мозг, как известно, состоит из двух полушарий – правого и левого. Каждое из них выполняет свою функцию, по­скольку и в том, и в другом сосредоточены различные цент­ры жизнедеятельности человека. Так, левое отвечает за кон­кретное мышление и речь, правое – центр музыкального и худо­жественного творчества, образного мышления.

Правое полушарие управляет левой стороной тела, ле­вое - правой. У большинства людей полушария неравноправ­ны, одно из них доминирует: если более активно левое, чело­век становится правшой, когда «верховодит» правое - лев­шой. Кстати, уточним: понятие «левша» не совсем верное. Правильнее будет сказать «леворукий», ибо у стопроцентно­го левши, а таких в мире немного, ведущую роль помимо руки играют и левые ухо, глаз, нога. Родителям надо чётко усвоить: леворукость - один из ва­риантов нормального развития организма, связанный с осо­бенностями работы головного мозга.

Нарисуем портрет ребенка-левши

Наблюдая за такими детишками, учёные, психологи, вра­чи обнаружили в их развитии, поведении, характере, наклон­ностях много общего. Надеемся, мамы и папы найдут немало привлекательного в обобщённом портрете маленьких левшей.

Итак, они более эмоциональны, впечатлительны, непос­редственны, доверчивы, ранимы, капризны. При этом на­стойчивы в осуществлении желаний, чувствительны к мнению близких. У маленьких левшей, как и у леворуких подростков, обострено чувство справедливости. Они большие фантазё­ры и мечтатели, их воображению можно только позавидо­вать. Не потому ли именно среди левшей много творческих личностей? Уже с трёх лет они, порой, намного лучше прав­шей рисуют и лепят, демонстрируют абсолютный слух. Вдо­бавок среди леворуких немало талантливых математиков, выдающихся спортсменов.

В то же время левши чаще праворуких сверстников стра­дают от задержек речевого развития, испытывают трудности при произнесении звуков, овладении чтением и письмом. Но, в конечном итоге, при грамотном подходе к обучению всё это, несомненно, будет успешно преодолено. Пример тому выдающиеся левши - исторические личности и современни­ки: Юлий Цезарь, Александр Македонский, Леонардо да Вин­чи, Микеланджело, Рембрандт, Моцарт, Наполеон Бонапарт, Михаил Ломоносов, Александр Пушкин, Лев Толстой, Фрид­рих Ницше, Владимир Даль, Василий Суриков, Альберт Эйн­штейн, Ван Гог, Пётр Чайковский, Чарли Чаплин, Стинг, Джу­лия Роберте, Анжелина Джоли, Пол Маккартни, Билл Клин­тон и компьютерный гений Билл Гейтс. Как видите, левши дали человечеству гениев в самых различных областях. И после это­го вы всё ещё считаете леворукость серьёзным пороком?

Левша или нет? Определяем правильно.

Чтобы определить, какая ручка у младенца ведущая, по­наблюдайте, какой рукой он будет тянуться к висящими перед ним по­гремушками, какой возьмет игрушку, а когда подрастёт – будет складывать пирамидку из кубиков, какой возьмет карандаш, бросит мяч, будет держать ложку и т. д. Детям постарше предложите: расчесать­ся (в какую руку возьмёт щётку); похлопать в ладоши так, что­бы одна из рук была сверху (какая это рука); поаплодировать (какой рукой ударные действия выполняются более активно); скрестить руки на груди (предплечье какой руки окажется наверху).

Адаптация и развитие леворуких детей

Процесс адаптации левши в на­шем мире непрост. Ведь едва ли не всё, что окружает малыша, рассчита­но на правшей: начиная с обычных ножниц и заканчивая наручными часа­ми. А в будущем добавьте, например, приборы управления автомобилем, тоже спроектированные для праворуких. Но машина - перспектива отда­лённая. В детстве же намного важнее помочь ребёнку овладеть письмом и чтением, учитывая физиологические аспекты леворукости.

Ведущую руку левши необходимо развивать с раннего возраста. Напри­мер, предложите детям развязывать шнурки, перекладывать мелкие иг­рушки из одной ёмкости в другую, за­стёгивать и расстёгивать пуговицы – всё это, разумеется, левой рукой. По­просите ребёнка положить её на стол, и пусть он по очереди отрывает от поверхности каждый пальчик. Сама ладонь при этом должна плотно при­легать к столу.

До школы желательно свести к ми­нимуму занятия чтением, письмом, иностранными языками, то есть, теми видами деятельности, где ребёнка поджидают неудачи, снижающие уро­вень его самооценки. А в начальных классах для левшей предпочтительнее традиционная учебная программа, ис­ключающая дополнительные нагрузки, факультативы и тому подобное.

Организуя место занятий, помни­те: свет из окна или от настольной лам­пы должен падать с правой стороны. Позаботьтесь о том, чтобы и в школе ребёнок сидел за партой слева, иначе его локоть постоянно будет сталки­ваться с правым локтем соседа.

При обучении для леворуких детей важно наличие чувственных ощущений - зри­тельных, осязательных. Поэтому, чтобы ребенок лучшего понимал и запоминал учебный материал, используйте ри­сунки, наглядные пособия, схемы, диаграммы, графики. Не поленитесь те же буквы или цифры сделать объёмными - слепить из пластилина, вырезать из толстой ткани.

Главное — следить за поведением

Учитывая повышенную эмоцио­нальность и крайнюю впечатлитель­ность карапузов-леворучек, будьте с ними вдвойне чуткими, доброжела­тельными, тактичными. Не переусердствуйте с соблюде­нием режима, строгое следование которому для многих может оказаться непомерно трудным.

Ни в коем случае не подчеркивай­те отличие вашего ребёнка от сверст­ников, напротив, всячески подбадри­вайте и хвалите. Повзрослев, он, ес­тественно, и сам заметит свою непо­хожесть, но к этому времени отлично научится идти с ней по жизни.

Оставить, как есть. И точка!

Вы всё-таки намерены сделать из ребёнка-левши «праворукую» лич­ность? Остаётся только искренне по­сочувствовать малышу, да и вам, по­скольку последствия такого насилия над карапузом (а по-другому это и не назовёшь) могут оказаться непред­сказуемыми.

Ведущую руку ребёнка нельзя «назначить» по своему усмотрению. Вам кажется, переучивание - это про­сто перекладывание вилки или ручки из левой кисти в правую. В действи­тельности же - это попытка изменить работу полушарий головного мозга, перекладывание врождённых функ­ций ведущего у левшей правого полу­шария на левое. Переучивая ребёнка, мы, ни много ни мало, пытаемся переделать его био­логическую природу.

В результате дитя рискует стать раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым. Нередко у переученных левшей возникает це­лый букет неврологических проблем: нарушения аппетита и сна, страхи, энурез, тики, заикание. Дети жалуют­ся на головные боли, усталость в пра­вой руке, повышенную утомляемость и снижение работоспособности. А с такими проблемами они едва ли смо­гут достойно «потянуть» школьную программу.

У маленького левши есть два пути: либо он, как всякий обычный ре­бёнок, будет нормально расти и разви­ваться, при этом писать и кушать ле­вой рукой, либо вы принудите его де­лать то же самое правой кистью, почти наверняка превратив его в невротика. Любите и воспринимайте свою кро­винку такой, какая она есть, и тогда леворукость с физиологическими аспектами леворукости никогда не превратится в проблему для вас и для него!

Автор: Мария Ситтель

Коммент. (0)

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера