Откуда это берется?
Наш мозг, как известно, состоит из двух полушарий – правого и левого. Каждое из них выполняет свою функцию, поскольку и в том, и в другом сосредоточены различные центры жизнедеятельности человека. Так, левое отвечает за конкретное мышление и речь, правое – центр музыкального и художественного творчества, образного мышления.
Правое полушарие управляет левой стороной тела, левое - правой. У большинства людей полушария неравноправны, одно из них доминирует: если более активно левое, человек становится правшой, когда «верховодит» правое - левшой. Кстати, уточним: понятие «левша» не совсем верное. Правильнее будет сказать «леворукий», ибо у стопроцентного левши, а таких в мире немного, ведущую роль помимо руки играют и левые ухо, глаз, нога. Родителям надо чётко усвоить: леворукость - один из вариантов нормального развития организма, связанный с особенностями работы головного мозга.
Нарисуем портрет ребенка-левши
Наблюдая за такими детишками, учёные, психологи, врачи обнаружили в их развитии, поведении, характере, наклонностях много общего. Надеемся, мамы и папы найдут немало привлекательного в обобщённом портрете маленьких левшей.
Итак, они более эмоциональны, впечатлительны, непосредственны, доверчивы, ранимы, капризны. При этом настойчивы в осуществлении желаний, чувствительны к мнению близких. У маленьких левшей, как и у леворуких подростков, обострено чувство справедливости. Они большие фантазёры и мечтатели, их воображению можно только позавидовать. Не потому ли именно среди левшей много творческих личностей? Уже с трёх лет они, порой, намного лучше правшей рисуют и лепят, демонстрируют абсолютный слух. Вдобавок среди леворуких немало талантливых математиков, выдающихся спортсменов.
В то же время левши чаще праворуких сверстников страдают от задержек речевого развития, испытывают трудности при произнесении звуков, овладении чтением и письмом. Но, в конечном итоге, при грамотном подходе к обучению всё это, несомненно, будет успешно преодолено. Пример тому выдающиеся левши - исторические личности и современники: Юлий Цезарь, Александр Македонский, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рембрандт, Моцарт, Наполеон Бонапарт, Михаил Ломоносов, Александр Пушкин, Лев Толстой, Фридрих Ницше, Владимир Даль, Василий Суриков, Альберт Эйнштейн, Ван Гог, Пётр Чайковский, Чарли Чаплин, Стинг, Джулия Роберте, Анжелина Джоли, Пол Маккартни, Билл Клинтон и компьютерный гений Билл Гейтс. Как видите, левши дали человечеству гениев в самых различных областях. И после этого вы всё ещё считаете леворукость серьёзным пороком?
Левша или нет? Определяем правильно.
Чтобы определить, какая ручка у младенца ведущая, понаблюдайте, какой рукой он будет тянуться к висящими перед ним погремушками, какой возьмет игрушку, а когда подрастёт – будет складывать пирамидку из кубиков, какой возьмет карандаш, бросит мяч, будет держать ложку и т. д. Детям постарше предложите: расчесаться (в какую руку возьмёт щётку); похлопать в ладоши так, чтобы одна из рук была сверху (какая это рука); поаплодировать (какой рукой ударные действия выполняются более активно); скрестить руки на груди (предплечье какой руки окажется наверху).
Адаптация и развитие леворуких детей
Процесс адаптации левши в нашем мире непрост. Ведь едва ли не всё, что окружает малыша, рассчитано на правшей: начиная с обычных ножниц и заканчивая наручными часами. А в будущем добавьте, например, приборы управления автомобилем, тоже спроектированные для праворуких. Но машина - перспектива отдалённая. В детстве же намного важнее помочь ребёнку овладеть письмом и чтением, учитывая физиологические аспекты леворукости.
Ведущую руку левши необходимо развивать с раннего возраста. Например, предложите детям развязывать шнурки, перекладывать мелкие игрушки из одной ёмкости в другую, застёгивать и расстёгивать пуговицы – всё это, разумеется, левой рукой. Попросите ребёнка положить её на стол, и пусть он по очереди отрывает от поверхности каждый пальчик. Сама ладонь при этом должна плотно прилегать к столу.
До школы желательно свести к минимуму занятия чтением, письмом, иностранными языками, то есть, теми видами деятельности, где ребёнка поджидают неудачи, снижающие уровень его самооценки. А в начальных классах для левшей предпочтительнее традиционная учебная программа, исключающая дополнительные нагрузки, факультативы и тому подобное.
Организуя место занятий, помните: свет из окна или от настольной лампы должен падать с правой стороны. Позаботьтесь о том, чтобы и в школе ребёнок сидел за партой слева, иначе его локоть постоянно будет сталкиваться с правым локтем соседа.
При обучении для леворуких детей важно наличие чувственных ощущений - зрительных, осязательных. Поэтому, чтобы ребенок лучшего понимал и запоминал учебный материал, используйте рисунки, наглядные пособия, схемы, диаграммы, графики. Не поленитесь те же буквы или цифры сделать объёмными - слепить из пластилина, вырезать из толстой ткани.
Главное — следить за поведением
Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность карапузов-леворучек, будьте с ними вдвойне чуткими, доброжелательными, тактичными. Не переусердствуйте с соблюдением режима, строгое следование которому для многих может оказаться непомерно трудным.
Ни в коем случае не подчеркивайте отличие вашего ребёнка от сверстников, напротив, всячески подбадривайте и хвалите. Повзрослев, он, естественно, и сам заметит свою непохожесть, но к этому времени отлично научится идти с ней по жизни.
Оставить, как есть. И точка!
Вы всё-таки намерены сделать из ребёнка-левши «праворукую» личность? Остаётся только искренне посочувствовать малышу, да и вам, поскольку последствия такого насилия над карапузом (а по-другому это и не назовёшь) могут оказаться непредсказуемыми.
Ведущую руку ребёнка нельзя «назначить» по своему усмотрению. Вам кажется, переучивание - это просто перекладывание вилки или ручки из левой кисти в правую. В действительности же - это попытка изменить работу полушарий головного мозга, перекладывание врождённых функций ведущего у левшей правого полушария на левое. Переучивая ребёнка, мы, ни много ни мало, пытаемся переделать его биологическую природу.
В результате дитя рискует стать раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым. Нередко у переученных левшей возникает целый букет неврологических проблем: нарушения аппетита и сна, страхи, энурез, тики, заикание. Дети жалуются на головные боли, усталость в правой руке, повышенную утомляемость и снижение работоспособности. А с такими проблемами они едва ли смогут достойно «потянуть» школьную программу.
У маленького левши есть два пути: либо он, как всякий обычный ребёнок, будет нормально расти и развиваться, при этом писать и кушать левой рукой, либо вы принудите его делать то же самое правой кистью, почти наверняка превратив его в невротика. Любите и воспринимайте свою кровинку такой, какая она есть, и тогда леворукость с физиологическими аспектами леворукости никогда не превратится в проблему для вас и для него!