Что значит быть готовым к школе?
Родители должны понимать, что готовность к школе — это не показатель развитости их малыша, а, в первую очередь, определенный уровень его психофизиологической зрелости. Да, он может уже уметь читать, писать и даже решать задачи, но не быть готовым к школе. Для лучшего понимания давайте исправим фразу "готовность к школе" на "готовность к обучению". Так вот, готовность к обучению состоит из нескольких компонентов, и нельзя сказать, какой из них наиболее важный — именно в комплексе они и определяют саму готовность. Специалисты так определили эти компоненты:
• Ребенок хочет учиться (мотивационный).
• Ребенок может учиться (зрелость эмоционально-волевой сферы, достаточный интеллектуальный уровень развития).
Многие родители спрашивают: «Разве ребенок может хотеть учиться?» На определенном этапе развития, как правило, к 7-летнему возрасту, у ребенка на первый план выходит познавательный, или учебный, мотив, появляется желание занять новую позицию в обществе, стать взрослее. Если к этому моменту у него не сформирован отрицательный образ школы (благодаря "заботливым" родителям, которые на любую оплошность малыша без конца повторяют: "Как же ты в школе будешь учиться?!"), то он хочет пойти учиться. "Да, он очень хочет в школу", — говорят при собеседовании почти все родители. Но тут важно узнать представления самого ребенка о школе, чтобы понять, почему он туда хочет.
Большинство детей отвечают так:
• "буду играть на переменах" (преобладает игровой мотив);
• "заведу много новых друзей" (уже "теплее", но пока тоже далеко от учебной мотивации);
• "буду учиться" (почти "горячо").
Когда ребенок "хочет учиться", то в школе его привлекает возможность узнать что-то новое, научиться делать то, что он еще не умеет. Специалисты встречают на консультациях и таких детей, которые вообще понятия не имеют, что будут делать в школе. Это серьезный повод родителям задуматься о том, готов ли ребенок к школе.
Что такое зрелость эмоционально-волевой сферы
Важно, чтобы родители не просто понимали, а ясно представляли себе, что обучаться — это не играть, а трудиться. Только очень профессиональный педагог может создать развивающую игровую среду, в которой ребенок будет комфортно и увлеченно учиться. В большинстве случаев — это постоянная необходимость усмирять свое "хочу" и делать то, что надо. Зрелость эмоционально-волевой сферы и подразумевает наличие такой способности, а также возможность ребенка достаточно длительное время удерживать внимание.
К этому следует добавить и готовность ребенка усваивать определенные правила, действовать по правилам и подчиняться им как необходимым. Весь школьный режим по сути своей — сплошные правила, которые часто не соответствуют желаниям, а иногда и возможностям малыша, но их выполнение — залог успешной адаптации.
Успешность ребенка в школе очень сильно зависит от уровня его "социального интеллекта". Имеется в виду умение правильно ориентироваться в социальных ситуациях, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. По этому параметру относят к "группе риска" застенчивых, робких, стеснительных детей. Безболезненная адаптация к школе напрямую связана и с самостоятельностью ребенка — здесь в "группу риска" почти наверняка попадают гиперопекаемые дети.
"Он у нас очень умный — со всем справится!"
Часто родители под интеллектом понимают определенный уровень знаний и навыков, который тем или иным способом вложили в ребенка. Интеллект — это, в первую очередь, способность использовать свои знания, умения и навыки, а еще точнее — способность обучаться. Действительно, дети, которые хорошо читают, считают, в первом классе выглядят успешнее сверстников, но такой "интеллект" может быть лишь иллюзией. Когда "дошкольные запасы" истощаются, ребенок из успешного может стать отстающим, потому что несвоевременно накопленные знания помешали ему трудиться в полную силу и развивать свои способности к обучению. И наоборот, дети, которые не обладают таким багажом, но готовы и могут легко обучаться, с интересом и усердием догоняют, а впоследствии и перегоняют своих сверстников.
Прежде чем учить ребенка бегло читать, нужно определить, умеет ли ребенок слушать и рассказывать. Как показывают встречи специалистов-психологов с будущими первоклассниками, очень многие из них не умеют рассуждать, имеют небольшой словарный запас и с трудом пересказывают даже маленький текст. Кроме того, большинство детей имеют трудности в сфере мелкой моторики, а ведь первый класс — это письмо и очень большая нагрузка на кисти рук и пальчики.
Как помочь ребенку
• Формируйте положительный образ школы ("узнаешь там много интересного", "будешь совсем как взрослый", ну и конечно: "купим красивый портфель, форму"...).
• Познакомьте ребенка со школой. В прямом смысле слова: сводите его туда, покажите класс, столовую, спортзал, раздевалку.
• Заранее приучайте ребенка к школьному режиму (потренируйтесь летом вставать по будильнику, проследите, чтобы он мог самостоятельно заправить кровать, одеться, умыться, собрать необходимые вещи).
• Играйте с ним в школу, обязательно со сменой ролей. Пусть он побудет учеником, а вы — учителем и наоборот).
• Пробуйте играть во все игры, согласно правил. Старайтесь учить ребенка не только выигрывать (он отлично умеет это делать сам), но и проигрывать (относиться адекватно к своим неудачам и ошибкам).
• Не забывайте читать ребенку рассказы, сказки, в том числе и о школе, пусть он их пересказывает, рассуждайте вместе, фантазируйте о том, как это будет у него, поделитесь своими личными воспоминаниями.
• Позаботьтесь о его летнем отдыхе и укреплении здоровья будущего первоклассника. Физически крепкому ребенку гораздо проще переносить психологические нагрузки.
Школа — это всего лишь ступень жизни, но от того, каким на нее встанет ваш ребенок, зависит, насколько успешно он сможет ее одолеть. Поэтому изначально очень важно определить готовность ребенка к школе и исправить имеющиеся недочеты.