Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

01.02.2011

Как определить готов ли ребенок к школе

В последние годы, как отмечают педагоги, врачи и психологи, резко увеличилось число первоклашек, которые не могут быстро адаптироваться к школе. Они не справляются с учебной нагрузкой и вынуждены возвращаться в детский сад, что само по себе является стрессом и для ребенка, и для родителей. О том, как определить готов ли ребенок к школе, а также о том, как его подготовить, и пойдет речь ниже.
3 103332

Что значит быть готовым к школе?

Родители должны понимать, что готовность к школе — это не показа­тель развитости их малыша, а, в пер­вую очередь, определенный уровень его психофизиологической зрело­сти. Да, он может уже уметь читать, пи­сать и даже решать задачи, но не быть готовым к школе. Для лучшего понимания давайте исправим фразу "готовность к школе" на "готовность к обучению". Так вот, готовность к обучению со­стоит из нескольких компонентов, и нельзя сказать, какой из них наибо­лее важный — именно в комплексе они и определяют саму готовность. Специалисты так определили эти компоненты:

• Ребенок хочет учиться (мотивационный).

• Ребенок может учиться (зрелость эмоционально-волевой сферы, до­статочный интеллектуальный уро­вень развития).

Многие родители спрашивают: «Разве ребенок может хотеть учиться?» На определенном этапе развития, как правило, к 7-летнему возрасту, у ребенка на первый план выходит поз­навательный, или учебный, мотив, появляется желание занять новую по­зицию в обществе, стать взрослее. Если к этому моменту у него не сфор­мирован отрицательный образ шко­лы (благодаря "заботливым" родите­лям, которые на любую оплошность малыша без конца повторяют: "Как же ты в школе будешь учиться?!"), то он хочет пойти учиться. "Да, он очень хочет в школу", — говорят при собеседовании почти все родители. Но тут важно узнать пред­ставления самого ребенка о школе, чтобы понять, почему он туда хочет.

Большинство детей отвечают так:

• "буду играть на переменах" (пре­обладает игровой мотив);

• "заведу много новых друзей" (уже "теплее", но пока тоже далеко от учебной мотивации);

• "буду учиться" (почти "горячо").

Когда ребенок "хочет учиться", то в школе его привлекает возможность узнать что-то новое, научиться де­лать то, что он еще не умеет. Специалисты встречают на консультациях и таких детей, которые вообще поня­тия не имеют, что будут делать в шко­ле. Это серьезный повод родителям задуматься о том, готов ли ребенок к школе.

Что такое зрелость эмоционально-волевой сферы

Важно, чтобы родители не просто понимали, а ясно представляли се­бе, что обучаться — это не играть, а трудиться. Только очень профессио­нальный педагог может создать раз­вивающую игровую среду, в которой ребенок будет комфортно и увлечен­но учиться. В большинстве случаев — это постоянная необходимость ус­мирять свое "хочу" и делать то, что надо. Зрелость эмоционально-воле­вой сферы и подразумевает наличие такой способности, а также возмож­ность ребенка достаточно длитель­ное время удерживать внимание.

К этому следует добавить и готов­ность ребенка усваивать определен­ные правила, действовать по прави­лам и подчиняться им как необходи­мым. Весь школьный режим по сути своей — сплошные правила, которые часто не соответствуют желаниям, а иногда и возможностям малыша, но их выполнение — залог успешной адаптации.

Успешность ребенка в школе очень сильно зависит от уровня его "со­циального интеллекта". Имеется в виду умение правильно ориентиро­ваться в социальных ситуациях, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. По этому параметру относят к "группе риска" застен­чивых, робких, стеснительных детей. Безболезненная адаптация к шко­ле напрямую связана и с самостоя­тельностью ребенка — здесь в "груп­пу риска" почти наверняка попадают гиперопекаемые дети.

"Он у нас очень умный — со всем справится!"

Часто родители под интеллектом понимают определенный уровень знаний и навыков, который тем или иным способом вложили в ребенка. Интеллект — это, в первую очередь, способность использовать свои зна­ния, умения и навыки, а еще точнее — способность обучаться. Действи­тельно, дети, которые хорошо чита­ют, считают, в первом классе выгля­дят успешнее сверстников, но такой "интеллект" может быть лишь иллю­зией. Когда "дошкольные запасы" истощаются, ребенок из успешного может стать отстающим, потому что несвоевременно накопленные зна­ния помешали ему трудиться в полную силу и развивать свои способно­сти к обучению. И наоборот, дети, ко­торые не обладают таким багажом, но готовы и могут легко обучаться, с интересом и усердием догоняют, а впоследствии и перегоняют своих сверстников.

Прежде чем учить ребенка бегло читать, нужно определить, умеет ли ребенок слушать и рас­сказывать. Как показывают встречи специалистов-психологов с будущими первоклассни­ками, очень многие из них не умеют рассуждать, имеют небольшой сло­варный запас и с трудом пересказы­вают даже маленький текст. Кроме того, большинство детей имеют трудности в сфере мелкой моторики, а ведь первый класс — это письмо и очень большая нагрузка на кисти рук и пальчики.

Как помочь ребенку

• Формируйте положительный образ школы ("узнаешь там много интерес­ного", "будешь совсем как взро­слый", ну и конечно: "купим краси­вый портфель, форму"...).

• Познакомьте ребенка со школой. В прямом смысле слова: сводите его туда, покажите класс, столовую, спортзал, раздевалку.

• Заранее приучайте ребенка к школьному режиму (потренируйтесь летом вставать по будильнику, про­следите, чтобы он мог самостоя­тельно заправить кровать, одеться, умыться, собрать необходимые ве­щи).

• Играйте с ним в школу, обязатель­но со сменой ролей. Пусть он побудет учеником, а вы — учителем и наоборот).

• Пробуйте играть во все игры, согласно правил. Старайтесь учить ребенка не только выигрывать (он отлично умеет это делать сам), но и проигрывать (относить­ся адекватно к своим неудачам и ошибкам).

• Не забывайте читать ребенку рассказы, сказки, в том числе и о школе, пусть он их пе­ресказывает, рассуждайте вместе, фантазируйте о том, как это будет у него, поделитесь своими личными воспоминаниями.

• Позаботьтесь о его летнем отдыхе и укреплении здоровья будущего первоклассника. Физически крепко­му ребенку гораздо проще перено­сить психологические нагрузки.

Школа — это всего лишь ступень жизни, но от того, каким на нее встанет ваш ребенок, зависит, насколько успешно он сможет ее одолеть. Поэтому изначально очень важно определить готовность ребенка к школе и исправить имеющиеся недочеты.

Автор: Мария Шутова

Коммент. (0)

Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера