Поэтому покупателей у сетевых бизнесменов обычно очень немного. Основной доход они получают со своих же коллег – которые записались в систему позже, но не от прямых продаж, как это обычно происходит в бизнесе.
Сама организационная структура сетевых компаний активно стимулирует именно такой подход: вместо того, чтобы работать самому – привлеки в систему больше людей, пускай они работают за тебя. Под эту же цель создается и специфическая атмосфера искусственной радости, сходная с атмосферой во многих сектах (цели-то практически одни, только секта продает не материальный продукт, а духовный). А радость эта искусственная потому, что под ней кроется огромное эмоциональное напряжение: ведь очень мало кто из сетевых бизнесменов на самом деле зарабатывает на этом большие деньги. Большинство либо получают копейки, либо и вовсе тратят на продукты для себя больше, чем зарабатывают от их продажи.
Таким образом, в большинстве своем люди приходят в сетевые компании не за продуктом (по большому счету, сравнимые аналоги почти всегда реально найти и у других производителей), но в поиске легкого заработка. Но реально среди них зарабатывают лишь единицы.
Теоретически вполне возможно войти в систему только для того, чтобы покупать нужные товары со скидкой. Но особенности организации сетевого бизнеса делают такой подход некомфортным: ведь приходя в магазин, вы ожидаете получить помимо продукта еще и сервис. Аналогично сервис вам обеспечивает и сетевой бизнесмен, распространяющий продукцию. Но на складах сетевых компаний такого сервиса нет – там все устроено отнюдь не так человеколюбиво и не так позитивно, как это представляется в рекламных буклетах. Поэтому, даже если вы не готовы платить лишние 30% к стоимости продукта – крайне маловероятно, что вы захотите покупать ее лично на складе. Скорее постараетесь подобрать аналог в ближайшем магазине.
И отсюда мы снова возвращаемся к тому же выводу: в сетевой маркетинг не приходят за продуктом. Сетевым бизнесом занимаются в надежде получить легкие деньги.
По этой причине в сетевых компаниях собираются довольно-таки специфический контингент. Эти люди дарят по праздникам исключительно продукцию своей компании (раз уж все равно приходится тратиться на подарок – почему бы хоть бонус с этого не получить), а любую встречу стараются использовать для продвижения своего товара, а также для агитации к входу в систему. Часто это крайне отрицательно сказывается на общении.
Неплохой иллюстрацией может послужить остановка маршрутки одной из сетевых компаний: это единственная известная лично мне киевская маршрутка, где принципиально не бывает очередей. Люди, занимающиеся сетевым маркетингом, изначально не настроены на самоорганизацию и образование общественных структур, построенных на определенных правилах и принципах справедливости. Большинство из них (хотя, видимо, не все) склонны действовать по принципу "кто успел – тот и съел". Это может быть эффективно в плане индивидуальной выгоды, но полностью исключает командную работу.
Устройство системы стимулирует проявление сетевыми бизнесменами самых крайних форм дикого капитализма. Сетевой маркетинг отбирает именно таких специфических людей – и именно они достигают в этом деле успеха. Разумеется, они всегда есть в нашем обществе, и им тоже надо чем-то заниматься – поэтому хорошо, что есть системы, дающие им работу. Все равно никто из успешных сетевых бизнесменов не смог бы стать лояльным сотрудником любой другой компании. Но если вы предпочитаете командную работу, и не хотите смешивать бизнес с дружескими и семейными отношениями – хорошо подумайте, прежде чем идти в сетевой маркетинг.
Автор: Вячеслав Гончарук
Сетевой маркетинг, богатство или обман?
Большинство людей, занимающихся сетевым маркетингом, увлеченно рассказывают о заоблачных перспективах финансового роста и шикарных товарах, предлагаемых их компанией. Но, тем не менее, в обществе существует стойкое недоверие к этим словам. Почему же так? Чем плох сетевой бизнес?
Классическое описание прелестей сетевого маркетинга сводится к предполагаемой возможности легко заработать, общаясь с людьми и предлагая им качественный товар. Но проблема в том, что реально мало кто готов покупать даже очень качественный товар за предлагаемую представителями цену. И это нежелание еще более усиливается от того, что цена этого же товара на складе (для членов системы) может быть на 30 и более процентов дешевле, чем его предлагают вам.