Кто такие бесы и что им нужно от человека?
В христианстве цель бесов – заманить в ловушку человека, погубить его бессмертную душу. Бесы испытывают злобу ко всему, сотворенному Богом. Погрязшие в своей гордыне, они считают, что смогли бы сотворить мир гораздо лучше. Сильнее иных Божьих творений ненавидят они человека: всеми силами стремятся обмануть, ввести во грех, направить против Бога.
Бесы нагоняют на человека уныние, тем самым заставляя роптать на Бога. Стараются сбить с благочестивых помыслов, заставляя думать о мирских проблемах, насылая греховные мысли. Подталкивают к греху гордыни, чревоугодия, плотских утех.
Бесы утешаются тем, что не одни будут испытывать вечные страдания, а вместе с теми душами, которые им удастся заполучить в свои сети. Бесы умеют прозревать будущее, но верить их пророчествам опасно, поскольку их цель – обмануть, увлечь ложными надеждами либо запугать грядущими бедами.
Особенно чувствительные люди ощущают близкое присутствие нечистой силы. Это может проявляться в виде смутной тревоги, тяжести на душе, беспричинной грусти, появления не свойственных ранее мыслей.
Что говорили о бесах святые отцы?
Архимандрит Паисий Величковский: «Прежде всякого грехопадения бесы наводят на человека следующие страсти: мрачное забвение, гнев жестокий, то есть бесчеловечную и зверскую злобу и неведение, как тьму беспросветную. Эти три страсти предшествуют всякому греху. Ибо не совершит человек ни одного греха, прежде чем он предварительно не расположится ко всякому злу или забвением, или гневом, или неведением».
Архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский): «Хитрость бесовская превосходит своей изощренностью ум человеческий, и потому невозможно и бесполезно человеку своими силами, бороться с бесом, действующим в сердце через страсти. Невозможно, доколе не получит человек от Бога власть и силу наступать на силу вражью».
Священноинок Дорофей: «Когда бесы хотят смутить наш ум и отвести от молитвы, а молитву осквернить, тогда сначала показывают и приводят на ум что-нибудь доброе: многократно одно и то же. А когда человек, расслабясь умом, устремляется к этому, начинают закрывать это доброе и привносят на его место худое. А иногда и раздражают нас гневными словами и дерзостью. И всячески возмущают наш ум и мысли, и разное умышляют».
Сошествие во ад. Византия; XIV в. мастер: Мануил Панселин; местонахождение: Греция. Афон
Чего боятся бесы больше всего?
Бесы боятся имени Божьего, священных слов и креста Господнего. Поэтому лучшая защита – это осенение себя крестом и молитва. Господь, призываемый в молитве прогоняет зло, успокаивает душу человека, восстанавливает внутреннее благочестие. Сила молитвы зависит от крепости веры, от способности не отвлекаться во время молитвы и противостоять искушениям.
Нечистая сила боится сознательной молитвы, когда человек вникает в ее слова и не отпускает от себя имя Христово. Только тогда он ясно видит бесовские козни и получает силу противостоять им.
Мощной силой против бесов обладает «Молитва Честному Кресту»: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящи Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знаменем, и в веселии глаголящих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняй бесы силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшего и поправшаго силу диаволю, и даровавшего нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки веков. Аминь».
Хорошо помогает всем известный «Отче наш», поскольку здесь содержится прямая просьба «избавить от лукавого».
Можно использовать «Молитву к Ангелу-хранителю»: «Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертнаго сего телесе, укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякаго искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь».
Теолог Платон Северов