Самостоятельный ребенок – высокая цель осознанного родительства. Но где грань между разумной помощью и подавлением полезных стремлений? Детские психологи рекомендуют придерживаться трех простых аксиом в воспитании малыша.
Шаг первый – рациональная свобода выбора. Если кроха пытается завязать шнурки или орудовать ложкой в тарелке – не стоит сразу же бросаться на выручку. Терпеливое объяснение алгоритма действий, невмешательство и незаметная поддержка принесут куда больше пользы.
Шаг второй – поощрение намерения. Ребенок проявляет интерес к приготовлению еды или мытью посуды? Имеет смысл похвалить его инициативу и вручить фартук «кухонного помощника». Так малыш ощутит значимость собственных действий и сможет осознать их практическую ценность.
Шаг третий – альтернатива. Даже запреты могут быть полезными: отказ должен иметь понятные причины. Еще лучше, если он будет сопровождаться разрешенными вариантами действий. Если ребенок не хочет надевать ботинки на прогулку, следует не только мягко настоять на своем, но взамен предложить ему выбрать ту обувь, которую он захочет сам. Такая «условная» свобода позволит малышу взвешенно мыслить и принимать решения самостоятельно.