Какие пробелы в воспитании мы допускаем.
Мы постоянно чем-то заняты, и на собственных детей времени хронически не хватает. Нам кажется, что есть дела поважней. Срочное задание от шефа, уборка – готовка - стирка, больные родственники, интересные телепередачи... Словно дети могут подождать. Но, как потом оказывается, они-то как раз и не ждут. Начинают искать внимание на стороне, у чужих людей. И потом чужими для них становятся собственные родители. Поэтому как бы тяжело ни было, нужно взять за правило хотя бы час в день отводить на тесное общение с ребенком. Например, перед сном посидеть около его кроватки. Погладить по головке, поинтересоваться, как у него прошел день.
Некоторые родители не умеют быть ласковыми, считают все это ненужными «телячьими нежностями». Дисциплина и аккуратность - вот истинные ценности в их представлении. А «сюси-пуси» способны лишь навредить. Такое ошибочное мнение является серьезным пробелом в воспитании трехлетнего ребенка. Помните, ласка ребенку необходима как доказательство родительской любви. Чувствуя себя любимым, он набирается уверенности в собственных силах. С другой стороны малыша могут тяготить ваши частые желания задушить его в объятиях и прилюдно расцеловать. Старайтесь не навязывать ему свои чувства. Пусть инициатива пообниматься исходит от самого малыша.
Чрезмерное баловство тоже не идет на пользу ребенку. Балованные дети становятся центром внимания семьи. Им никогда ни в чем не отказывают, ограждают от всех проблем. И сталкиваясь с первыми жизненными трудностями, они оказываются неспособными их преодолеть. Попадая в детский коллектив, такие дети чувствуют себя одинокими - ведь там они уже не звезды.
Не хочу и не буду.
О кризисе трех лет много написано. Все о нем наслышаны, морально к нему подготовлены. А он, кризис, все равно умудряется «подкрасться» незаметно. Особенно для родителей, воспитывающих первого ребенка. Сперва даже не обращаешь внимания, что всегда такой расчудесный и послушный малыш начал чуть больше капризничать. Иногда неадекватно реагировать на ваши поступки и слова. Начинает непривычно вести себя в обычных ситуациях. Списывая все на то, что малыша разбаловали, стараешься усилить воспитательное воздействие. И тут-то с недоумением понимаешь, что ни старые проверенные воспитательные меры, ни новые на него не действуют. Ни кнут, ни пряник - вообще ничего.
Ситуация изо дня в день только усугубляется - ребенка как подменили. Бесконечные «хочу - не хочу», «буду - не буду». Истерики на пустом месте, вечное «нет» на любое предложение, бескомпромиссность и упрямство. И тут постепенно начинаешь понимать, что это тот самый кризис! Он может начаться и в 2,5 года, а может, и в 3,5. Примерно в это время у детей формируется самосознание, и именно эта причина становится основой надвигающегося кризиса. Общаться с ними становится сложнее. Чем более строго вы будете вести себя с ребенком, тем несноснее и упрямее он будет становиться. Самым опасным является вариант, когда взрослые бьют детей, предполагая, что тем самым преподают им хороший урок послушания. Эффект достигнут: мама и папа в этой схватке одержали победу. Но ребенок, не смирившись с ролью побежденного, будет стремиться одержать ее над сверстниками. Он может стать задирой и драчуном.
Строгим родителям следует иметь в виду, что в три года происходит становление личности. Не стоит постоянно навязывать свое мнение. Этим вы подавляете стремление ребенка выделиться и занять свое место в окружающем мире. Не надо «ломать» личность в самом начале ее развития. Подросшие детки начинают требовать уважения к себе, своим намерениям и воле. Упрямством они пытаются нам показать, что эта воля у них есть. Заодно испытывают наш характер и находят в нем слабые места. Для того чтобы пользоваться ими при отстаивании своей независимости. Своим упрямством они нас постоянно перепроверяют. То, что мы им запрещаем, действительно запрещено, или, если приложить побольше усилий, ситуацию можно изменить? Их любимыми словами становятся «нет», «не хочу» и «не буду». Что ни предложи, что ни спроси - первой реакций будет «нет». Потому что это предложение исходит именно от вас, родителей. Как тут не выйти из себя?!
Но взгляните на это с другой стороны. Вы тоже часто говорите ему «нет». Сладкого нельзя, играть в футбол в квартире тоже нельзя, машинку не покупаете и мультики не включаете. И он начинает вас копировать. Малыш взрослеет и осознает, что он - такой же человек, как и другие. В частности - как его родители. И никакого неравенства, вроде ты - маленький, а я – большой, он уже не потерпит.
Почему дети не слушаются? Потому что не понимают, почему нужно делать именно так, как требует мама. Они не понимают многих элементарных вещей, которые понятны любому взрослому. У них еще нет логического мышления. Ну как трехлетке объяснить, почему ему нужно идти в сад, если ему сегодня идти туда совсем не хочется? И почему мама не покупает ему машинку, которую он так сильно хочет? Или не разрешает кушать много конфет? К тому же они не могут сходу воспринять информацию. Ее нужно повторить несколько раз, чтобы они наконец-то ее осмыслили и сделали для себя какие-то выводы.
Родителям этот нелегкий период надо постараться пережить с наименьшими потерями. Самым разумным в этой ситуации будет не воспринимать все происходящее всерьез, проявить гибкость и терпение. Идти на поводу у капризули не стоит, но там где можно безболезненно уступить, постарайтесь не накалять ситуацию своей принципиальностью.
Хочет быть самостоятельным - пусть будет. И вы не вмешивайтесь в его дела, пока он не попросит. Не может застегнуть пуговицу на кофточке, пыхтит, злится на свои неумелые пальцы - вы не вмешивайтесь. Он все равно не оценит и, скорее всего, разозлится на вас еще больше. Как оденется, так и оденется. Неправильно натянет колготы - скажите: «Переодень, пожалуйста, колготы». Плохо застегнет курточку - укажите на ошибку и попросите исправить. И так во всем. Играйте по его правилам. Придя домой, попросите его найти ваши тапочки. Или отнести на кухню посуду, вытереть тряпочкой стол после еды. Привлеките ребенка к уборке квартиры. Если у него что-то не получится - предложите помощь. И пусть учится.
Непоседливый ребенок.
Трехлетний ребенок всегда занят какой-то работой. То он что-то рисует, то вырезает, то наводит в квартире «свои порядки». А еще ему нужно успеть посмотреть в окно, поиграть с баночками, поговорить по телефону с бабушкой и почитать с мамой сказку. Он очень гордится своими талантами. Если год назад он получал удовольствие от процесса работы независимо от результата, то теперь он доволен лишь тем, что у него выходит хорошо. Поэтому не удивительно, что, научившись вырезать ножницами, он может без конца стругать горы бумаги. А освоив рисование домика, всегда изображать только его. Причем где попало: на салфетках, талончиках, в записной книжке родителей и даже на обоях. Появляется самокритичность, ребенок начинает более реально оценивать свои успехи. Он может расстроиться, если нарисовал или слепил что-то не так красиво, как ему хотелось бы. Или кинул мяч не так далеко, как его старший брат. Он уже стремится к совершенству. А наша задача - показать ему, как можно улучшить свои результаты.
Возраст в 3-4 года наиболее благоприятен для овладения навыками ручного труда. Надо именно в этом возрасте научить ребенка правильно мыть руки и вытирать их. Чистить зубы, ставить обувь в шкаф, убирать за собой игрушки. Дальше он сам начнет придерживаться заведенного порядка.
Малыши очень любят рисовать. Пусть пока их рисунки больше похожи на каракули, они могут кое-что рассказать о своем авторе. Например, об уровне его умственного развития. Установлено, что между ним и характером изобразительной деятельности ребенка есть прямая зависимость. В 12-15 месяцев нормально развивающийся ребенок может чертить беспорядочные линии. В 2-2,5 года - скопировать круг, в 2,5-3 года - крест, а в 4 года - квадрат.
Рисовать человечков дети начинают около 3-х лет. Выглядят они пока как головоног, состоящий из трех частей: головы, глаз, ног или рук, которые могут быть нарисованы отдельно от тела. К 4-4,5 годам маленький художник уже запросто вырисовывает человека из шести частей. Кстати, для специалиста-психодиагноста рисунок человека - это самый точный источник информации о ребенке.
Чтобы совершать меньше пробелов в воспитании ребенка, проверьте, развивается ли он в соответствии с физиологическими нормами. Вот основные показатели развития трехлетнего малыша.
Физическое развитие ребенка. Ребенок должен:
• Заводить ключом механическую игрушку.
• По сигналу сдерживать движение.
• Прыгать с высоты и в длину на 15-20 сантиметров.
• Ловить мяч, не прижимая к груди. Бросать его двумя руками.
Умственное развитие ребенка. Ребенок должен:
• Знать шесть основных цветов. Подбирать предметы по цвету и оттенку.
• Знать некоторые геометрические фигуры: «круг», «треугольник», «квадрат».
• Считать до пяти.
• Знать время суток и время года.
• Задавать вопросы: «почему?», «что?», «зачем?».
• Слушать и пересказывать. Выделять существенное звено в рассказе или сказке.
Эмоциональное развитие ребенка.
• Развивается чувство стыда.
• Умеет сопереживать и сочувствовать, начинает понимать эмоциональное состояние других людей.
• Непосредственен и жизнерадостен.
• Умеет рассказывать о своих чувствах.
• Понимает правила поведения, но еще не контролирует полностью свои желания и чувства.
Совершать ошибки – это человеческая слабость. А человеческое достоинство – признавать их.