Ученые считают, что с помощью массажа языка в комплексе с другими методами лечения, можно улучшить способность пациента к нормальному воспроизведению речи. Потому что массаж является активным методом механического воздействия, благодаря чему изменяется состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей переферического речевого аппарата.
Логопедический массаж при дизартрии
Назначая логопедический массаж, специалист должен провести полную диагностику, в том числе получить заключение невропатолога. Основной причиной назначения массажа является изменение мышечного тонуса речевого аппарата.
Цели, которые преследуют, назначая подобного рода процедуру:
- Нормализовать мышечный тонус общей и мимической мускулатуры
- Уменьшить парезы параличей мышц артикуляционного аппарата
- Увеличить объемы амплитуды артикуляционных движений
- Активизировать группы мышц, у которых наблюдается малая сократительная активность
- Сформировать произвольные, координированные движения органов артикуляции
Перед проведением массажа для определения тактики, специалист должен сам еще раз осмотреть пациента. Это делается путем наблюдения за выполнением специальных упражнений и пальпации.
Для проведения массажа необходимо использовать специальную зубную щетку либо обмотать палец марлей или бинтом. Ребенка надо уложить на спину, под шею покласть валик, голову откинуть назад. Можно приступать.
- Делаем похлопывающие движения подушечками пальцев вокруг рта по часовой стрелке и обратно. Затем надо повторить процедуру, добавив эффект «ввинчивания».
- Массируем верхние губные мышцы ребенка. Похлопывающие движения надо делать подушечкой указательного пальца в направлении от носа к верхней губе. Воздействуем на те же мышцы, используем поглаживающие движения ребром указательного пальца.
- Большой и указательный пальцы одной руки ставим на уголки рта и совершаем пружинящие движения. Произнося звук «у-у-у» сводим уголки губ друг к другу.
- Произнося звук «ба-ба-ба» ставим указательный палец под нижнюю губу и подбиваем ее к верхней.
- Смыкаем губы ребенка большим и указательным пальцем, движениями похожими на те, что совершаются при лепке вареников, мнем губные мышцы. Во время движений надо произносить звук «м-м-м».
- Заранее приготовленную щетку или палец поместить на внутреннюю сторону щеки. Совершайте вращательные движения, поднимая мышцы вверх. Упражнение выполняйте для обеих щек. Далее сделайте так, чтобы большой и указательный палец соприкасались через щеку. Выполняйте круговые движения.
- Приподнимите кончик языка пальцами к верхней челюсти. Во время выполнения упражнения надо говорить «та-та-та», «да-да-да».
Один сеанс должен длиться 6-8 минут в первые разы и 15-20 минут в дальнейшем. Количество процедур должно составлять 15-20 с периодичностью в месяц-два.
Противопоказания
Не проводите массаж, если у ребенка туберкулез в активной фазе, конъюнктивит, герпес на губах или полости рта, увеличенные лимфатические железы, ОРЗ, стоматит.
Точечный массаж при дизартрии
Кроме уже рассмотренного вида массажа существует еще и точечный, который так же, как и логопедический заслужил уважение и доверие специалистов. Точечный массаж проводится путем воздействия на точки акупунктуры пальцами. На сегодняшний день ученые описали около 700 биологическо-активных точек, однако самые часто используемые составляют около 150 точек. Доверить проводить точечный массаж лучше специально обученным специалистам, дабы случайно не ошибиться точками, на которые необходимо нажимать.