Для каждого возраста есть свои сказки. Для самых маленьких подойдут народные сказки, более просты и понятны. Для детей школьного возраста уже будут интересными и полезными авторские сказки, в том числе народные сказки в литературной обработке. Также ребенок вместе с родителями может сам придумать сказку и ее героев. Иногда героем истории может быть и сам ребенок, собственная сказка может помочь ему решить какую-то проблему, преодолеть страхи или научиться чему-то новому.
Единого понимания сути и назначения сказок, среди психологов, как и следовало ожидать, нет. Одни психологи советуют анализировать сказку вместе с детьми, спрашивать чего сказка их научила, другие советуют ни в коем случае этого не делать. Трактовка сказок различными специалистами также разная, поэтому здесь есть поле для размышлений и широкий выбор. Все зависит от сказки и от возраста - одну сказку не стоит обсуждать, другую стоит, какую-то стоит обсуждать тогда, когда ребенок дорастет до ее обсуждения.
Сказками дети начинают заслушиваться примерно с двух лет, хотя можно читать и раньше.
Несколько слов о теории сказок.
Из книги Д. Соколова «Сказки и сказкотерапия»: «Сказки слишком очевидная вещь, и практически ни одна серьезная школа психологии не прошла мимо того, чтобы дать свой способ их анализа и понимания» Один из подходов поведенческий (бихевиоральный) считает, что сказки просто описывают различные формы поведения и соответственно последствия. (Из «Колобка» - не убегай от мамы - пропадешь. Трансактный анализ обращает внимание на ролевые взаимодействия в сказках, то есть каждый сказочный персонаж имеет реального прототипа, например Э. Берн описал как себя в реальной жизни могла бы вести Красная шапочка (Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. Е. Берн). Юнгианская аналитическая психология считает героев сказок различными прявлениями одной личности, то есть частями «я» одного человека. Есть подход к пониманию сказок в котором сказочные герои рассматриваются как персонифицированные эмоции (благодаря сказки переживаются те эмоции, которых недостает в жизни, или благодаря преодоление большого страха в сказке ребенок может легко справиться малым страхам в жизни). Гипнотические школа обращает внимание на сходство между наведением транса и прослушиванием сказок (атмосфера похожа: ритмичная речь, доверительный тон, ребенок засыпает под сказку, есть повтор определенных словесных формул), что свидетельствует о том, что сказка это не только набор возможностей, но и внушения определенных моделей поведения, ценностей, убеждений, жизненных сценариев, то есть сказка несет в себе некое послание.
Сказкотерапия.
Гнездилов А.В.: "Важным фактом является то, что некоторые сказки имеют терапевтический эффект и для детей и для взрослых" Читая сказку, размышляя о ней, человек пока на бессознательно-символическом уровне, "запускает" собственные творческие процессы. Сказкотерапия - самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике ".
Ценной чертой сказок является то, что в их ходе происходит определенная трансформация - слабый герой превращается в сильного, неопытный в мудрого, пугливый в смелого и т.д. Таким образом, сказка прекрасно способствует развитию ребенка. Ребенок с определенного возраста ассоциирует себя с главным героем и в своем воображении путешествует, борется с чудовищами, побеждает зло, побеждает страхи и т. д., то есть, «проживает» сказку.
Еще сказку можно проиграть как спектакль или как игру и таким образом сказки еще и способствовать физическому развитию детей, их активности и здоровью.
Не все сказки одинаково полезны для ребенка. Так же как мультфильмы. Некоторые сказки учат не очень хороших вещей. К полезному в сказке относится то, что сказка рассказывает ребенку о том, как устроен мир, каковы отношения между людьми. А обсуждение сказки дает ребенку знания относительно того, как себя вести в различных жизненных ситуациях, разрешать конфликты и т.д. Вместе с тем сказками передается представление о мире вполне конкретных людей, автора этой сказки, передается менталитет народа, психология бедности или богатства, успеха или неудачи, так, сказка может навязать и то, чего родители не хотели бы привить ребенку, например, жестокость или определенный образ мышления. Народ в чем-то был мудр, а в чем-то не очень.
Исходя из этого, нужно фильтровать информацию, которую получает маленький ребенок и которая существенно влияет на его развитие.