Если все было намеренно, то садимся перед чужим ребенком на корточки и проговариваем всю ситуацию, которая произошла. «Мне не нравится, что ты отобрал игрушки у Андрюши. Если ты хочешь поиграть с его игрушками, нужно спросить разрешения. Если Андрюша не против, то он с тобой поделится. А сейчас мне придется забрать машинку у тебя, потому что Андрюша не доволен (Ваш ребенок плачет)». Также объясняем своему ребенку, что обязательно надо спрашивать разрешение у хозяина игрушки. Когда мой ребенок хотел поиграть с чужой игрушкой, мы подходили к другому ребенку, и я говорила примерно следующее: «Андрюше очень хотелось бы поиграть с твоей машинкой, а тебе он предлагает свою машинку. Если ты не против, давай поменяемся».
Если чужой ребенок не против, то производится обмен, но, по первому требованию другого ребенка или Вашего, игрушки возвращаются хозяевам. Ведь для ребенка игрушка- это не просто какая-то безделушка, это его личная вещь, его мир, которым вправе обладать только он. Мне жалко детей на площадке, которым мамы говорят, не будь жадиной, дай маленькому поиграть. Этим самым они дают своему ребенку понять, что в этом мире ничего ему не принадлежит, и он не может распоряжаться сам своими вещами. Представьте только, что если бы у этой мамы попросили сережки или цепочку, ведь мама не жадина, разве она бы отдала? Не думаю.
Если другой ребенок кидает на всех песок, то также выражаем свое недовольство. Спокойно берем ребенка за руку и говорим, что Вам не нравится, когда кидаются песком, если ты хочешь покидаться, то можно, например, покидать мячик в стену или поиграть с другим ребенком в мяч.
Когда Ваш ребенок научится говорить, то он сам может сказать, что ему не нравится. Пока же вы озвучиваете. Если ребенка ударили, то также нужно сказать обидчику, что Вам не нравится, что он ударил Вашего ребенка, ему больно.
Если бы мамы знали, что дети до 8 лет не могут осознанно регулировать свое поведение и могут совершать порой даже неадекватные поступки, то не выливали бы свою агрессию на детей постарше. Порой детям достаточно, чтобы кто-то им объяснил, что в данной ситуации он не совсем прав. Дети принимают правила, которые взрослые устанавливают на площадке, например, качаться на качели нужно по очереди, останавливаем карусель, если маленькие просят и т.д. Однако, воспитание чужого ребенка не должно входить в Ваши обязанности, это обязанность его родителей.
Не в коем случае нельзя своего ребенка учить давать сдачи. Не все решается силой. Важно, научить ребенка договариваться.
Если инициатором конфликта был Ваш ребенок, то объясняем своему ребенку, что есть поступки, за которые нужно отвечать. И, что есть другие взрослые, которые могут высказать свое недовольство, отругать, накричать.
Когда ребенок еще не умеет говорить и только мама может понять, что ребенок хочет, мамочка должна озвучивать желания своего ребенка. Дети копируют поведение родителей, как губка впитывают информацию из внешнего мира. Никто не спорит с тем, что долгом родителей является научить ребенка взаимодействовать с этим миром, выбирать, входить в контакт, находить компромиссы.