Кто - то из подростков прячется от тревожных мыслей, усиленно изучает материал к выпускным экзаменам, выполняя все домашние задания. О том, что будет после окончания школы, они пытаются даже не размышлять.
Другая часть будущих выпускников пытается заполнить свою жизнь «гулянками», «висением», т.е. они «отрываются» по полной программе - бары, дискотеки, выпивка, поездки на дачу и т. д. Таким образом откладывается момент принятия решения о будущих шагах и сама их реализация.
И ваш ребенок также в тревоге, испытывает страх перед принятием моральной ответственности за свое будущее. Поэтому родители должны знать, как помочь ребенку выбрать путь к будущей профессии.
Сначала подумайте, знаете ли вы, чего хочет ваш ребенок?
1. Занятия какого профиля даются ребенку лучше?
- гуманитарного;
- историко-общественного;
- экономического;
- естественного;
- математического;
- технологического.
2. Совпадают взгляды вашего ребенка и ваши на его будущую профессию?
- да;
- нет;
- не знаю;
- его мнение меня не интересует.
3. Какими критериями вы пользуетесь при определении будущего ребенка?
- знакомства;
- финансовые возможности;
- интересы детей;
- пытаемся все совместить.
4. Какие черты есть у вашего ребенка, которые помогут ему, по вашему мнению, успешно работать по выбранной специальности?
В 1998 году к мировому стандарту занесено 9333 профессии, в России и Украине - по 7000 профессий. Ежегодно проходит обновление около 500 профессий.
Ранее профессию выбирали, определяя свои профессиональные качества, сравнивая их с эталоном (работа ради работы и для собственного удовольствия и профессиональной роста). Теперь профессия - средство достижения желаемого образа жизни (специальность выбирается, чтобы иметь соответствующий социальный статус в обществе и получать соответствующую зарплату).
Акселерация является причиной того, что сексуальное зрелость наступает раньше, а эмоциональная позже. Поэтому физическая и личностная зрелость не совпадают во времени.
Уровень самосознания 40 - 50 лет тому назад развивался в 17 - 19 лет, сейчас формируется в 23 - 25 лет.
А теперь обсудим те необходимые вещи относительно будущего высшего учебного заведения для вашего ребенка, на которые, даже зная о них, мы иногда не обращаем внимания.
Итак, что вам следует помнить.
- Имеет ли учебное заведение соответствующий уровень аккредитации? (III - IV).
- Имеет ли факультет, на котором будет учиться ваш ребенок, лицензию на данную специальность?
- Существует ли на потоке распределение на группы по уровню знаний?
- Имеет ли учебное заведение сертифицированные связи с учебными заведениями зарубежных стран?
- Имеет ли факультет возможность участвовать в международных проектах, конкурсах, турнирах?
- Есть ли возможность получить документ об образовании европейского образца?
- Есть ли возможность трудоустройства по специальности? Где и кем работают выпускники факультета вашей специальности?
Следует учитывать следующее: несмотря на то, что будет в будущем, ребенка следует нацеливать, чтобы он пытался остаться в городе после окончания учебного заведения, или лучше – на последних курсах нашел работу.
Это позволит убедиться в своих силах, приобрести соответствующие профессиональные навыки, получать свою зарплату и иметь возможность предлагать свои знания и навыки другим работодателем. По - простому, не на то родители тратили свои средства, время, связи, чтобы вернувшись домой, их ребенок остался безработным или работал не по специальности, или за мизерную зарплату.
Но здесь следует определиться и самим ребенком: чего он хочет достичь и каким образом, что занимает определяющее место в его системе ценностей - профессиональный рост, семейный уют, или еще что - то?
Следует упомянуть и о том, что оплачивая обучение, вы должны прежде изучить и подписать договор об оплате образовательных услуг. А там важными есть такие моменты, на которые стоит обратить внимание:
- Как осуществляется оплата - семестрово, ежегодно, частями, за весь срок обучения?
- Какие изменения в оплате возможны при инфляционных процессах?
- Какие льготы в оплате предусмотрены для учащихся, имеющих высокие профессиональные способности и которые активно их проявляют?
- Какой срок оплаты и штрафные санкции в случае его нарушения?
- Какие условия и возможности возврата средств, уплаченных наперед, при переводе ребенка на другую форму обучения?
Известный психолог Карл Роджерс определял взрослого человека как умеющего работать и любить. На самом деле, это не простые умения, и ребенок ними постепенно овладеет. Если ребенок задает сложные вопросы о своем назначении, жизненном выборе, задумывается над тем, для чего он пришел в этот мир, то он уже делает первые шаги, чтобы стать зрелым, ответственным и действительно взрослым человеком.
Мы можем помочь детям получить специальность, но работать по ней и достичь успехов должны только они.