Внешнее окружение
Люди по своей природе социальны и на каждого из нас огромное влияние имеет наше окружение. Когда вокруг нас преобладают ленивые и немотивированные на познание нового люди, мы невольно также начинаем лениться и впадать в апатичное состояние. С детьми происходит то же самое. Класс, в котором ваш ребенок учится, может подавить стремление ребенка хорошо учиться, если большинство учеников в нем «слабые». Можно стать объектом насмешек и изгоем, белой вороной за попытки хорошо учиться.
Начинать выяснять причины неуспеваемости ребенка лучше с беседы. Узнайте у самого ребенка, что он думает по поводу плохой успеваемости? Почему так происходит? Избегайте обвинений и деструктивных вопросов, не давайте воли своим эмоциям. Следующий этап – разговор с учителем. Узнайте, нет ли с ним конфликта у вашего ребенка. Порой учитель может быть пристрастен к ученику, и потому может ставить заниженные оценки, подразумевая при этом, что ребенок может учиться лучше. Но это может привести к демотивации маленького ученика, вызвать чувство бессилия: учи или не учи – все равно поставят тройку.
Если причина окажется в дисциплине, то тут все достаточно ясно: привычка формирует поступки, а поступки формируют характер. Привычка учиться, постоянно выполнять домашние задания, быть ответственным к учебе формирует привычку трудиться. В последующем ребенку будет проще учиться в высшем учебном заведении, а затем стать ответственным работником, выполняющим ежедневно свои должностные обязанности.
Существует понятие мотивация. У каждого человека имеются свои мотивы, побуждающие двигаться в определенном направлении. На ранних этапах обучения в школе мотивацией к учебе может стать интерес к знаниям. Очень важно, чтобы ребенку было интересно все новое, чтобы ему нравилось получать знания.
Внутренние причины
Отставание в учебе может быть вызвано плохим самочувствием и здоровьем ребенка, что от него не зависит. Часто болеющие дети хуже справляются с усвоением школьной программы, чем здоровые и активные сверстники. Помочь восполнить пробелы в знаниях помогут дополнительные занятия родителей дома с ребенком или привлечение репетиторов.
Необходимо учитывать нервную систему ребенка и его готовность к школьному обучению с 7-летнего возраста. Психологически не готовым к школе будет непросто. В таком случае педагоги говорят о задержке психического развития (ЗПР). У таких детей развитие нервной системы скачкообразное, нервные волокна не успевают формировать новые связи между важными зонами и участками головного мозга, необходимыми для учебы.
ЗПР – явление, существующее до 12-летнего возраста. К этим годам ребенок догоняет в развитии сверстников, но восприятие ребенка как отстающего в учебе может остаться и дольше. Это отражается на самооценке, на уверенности в своих силах и в успехе собственной деятельности.
Существует категория детей тревожных и ранимых по характеру. Они боятся быть осмеянными, болезненно относятся к своим ошибкам, к критике, сильно переживают перед контрольными или экзаменами. Это мешает ребенку сосредоточиться, что отрицательно отражается на результатах учебы.
Излишняя лабильность психики в сочетании со сниженной концентрацией внимания зачастую ухудшает успеваемость, ребенок на уроках невнимателен, не может сосредоточиться. С виду такие дети мало отличаются от сверстников, у них отмечается разве что невнимательность и расторможенность. Имея хороший интеллект, ребенок приносит плохие оценки, а родители обычно понимают причину этого – невнимательность ребенка, когда знания словно проходят мимо.