Количество запретов, по мнению психологов, должно равняться возрасту малыша. Если ребенку два года, то и строгих запретов тоже должно быть не больше двух. Именно такое количество он в состоянии запомнить и выполнить. Дети до года вообще не воспринимают слово «нельзя». В этом возрасте ребенка следует оградить от опасных объектов или попросту отвлекать от них. Ближе к первому году можно обозначить запретом какое-либо одно его действие, выполнять которое категорически запрещается. Этот запрет должен выполняться всеми членами семьи. Не должно быть такого, чтоб мама сказала «нельзя», а бабушка давала добро. При этом слово запрета должно говориться только относительно выбранного действия или предмета.
Максимально безопасным должно быть пространство, которое окружает вашего малыша. Следует убрать все острые, бьющиеся, колющиеся, режущиеся предметы. Все остальные нужно разрешить изучить, если будет необходимость, то погрызть. Можно дать ему разобрать что нибудь (полку с игрушками, шкаф с одеждой). Для вас будет время, пока он будет занят, заняться своими делами, не беспокоясь за его безопасность. Затем вы вместе разложите все по своим местам, а ваш ребенок с удовольствием вам поможет.
Детям не обязательно постоянно говорить слово «нельзя» и ему подобные. Есть более тонкий психологический прием. Попробуйте переключить внимание вашего ребенка на что-то другое, если он занялся делом, не подходящим для него. В год-два действуют самые простые приемы: «Смотри, вон машинка поехала, бабочка полетела и т. п. ». Когда ребенку исполнилось два года, то можно добавить второе «нельзя», например, выбегать на дорогу или что-то другое. Естественно, что ребенку еще многое запрещено, но эти запреты нужно выражать иначе. Например, если кроха начнет рвать журнал, вместо «нельзя», нужно дать понять, что журналу больно. Еще одно важное правило, если вы настоятельно попросили что-либо сделать ваше чадо, то проследите, чтоб это было сделано. Ребенок должен понимать, что важно то, что вы сказали.
Постарайтесь дать ребенку право выбора между несколькими вариантами, не включая тот, который нежелателен. Например, ребенок хочет поиграть в мокрой песочнице, а вы не в восторге от его желания. Скажите, что мы поиграем в ней, когда она высохнет, а пока поиграем в прятки или покормим птичек. Ребенок должен почувствовать, что вы не против песочницы, но сделаете это в другой раз. В этом случае малыш чувствует себя более самостоятельным, потому что право выбора остается за ним.
В момент кризиса самостоятельности, или кризиса трех лет, родителям проще всего говорить «нельзя» по каждому поводу. Лучше предоставьте ребенку возможность проявить самостоятельность. Ограничений и запретов в этом возрасте всего три, а все остальные «нельзя», это ваша выдумка и умение обходить препятствия в воспитании.
Когда ребенку уже четыре года, то он сам уже понимает, что есть действия, которые ему запрещено делать сейчас. Но, достигнув определенного возраста, станет возможно. Например, когда пойдет в школу, то сам будет переходить дорогу. А сейчас вы можете научить его делать салаты, бутерброды, чтоб он почувствовал себя самостоятельным. В этом возрасте на определенные моменты должны быть ограничения. Например, мороженое нужно съесть только одно, телевизор смотреть можно 1 час и т. д. Не следует поддаваться на уговоры, ведь, если разрешите один раз, то придется уступать всегда.
Многие родители жалуются, что его чадо устраивает истерики, если ему не дать то, что он хочет. Отучить в таком случае можно только, не поддаваясь на его капризы. Если вы решили отучить его от истерик, не смотря на его крики и слезы, старайтесь не реагировать на это, даже если это произошло в каком-либо людном месте. Не следует поднимать на ребенка руку. Нужно дать ему понять, что пока он не прекратит, вы вообще не собираетесь с ним разговаривать. И самое главное, что любое «нельзя» должны поддерживать все члены семьи. Говоря детям слово «нельзя», дайте им одновременно почувствовать, что они любимы и желанны. Пусть в вашей семье царит любовь.