Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

26.10.2010

Игры для девочек

Если понаблюдать, как ребенок играет в эту простую, известную всем с детства игру, можно узнать о нем много нового. Игра позволяет детям „примерить" взрослые роли. Малыш, который не так давно научился говорить, изображает отца, беря пример с собственного родителя. 
43 161541

Девчушка с удовольствием пеленает куклу, кормит ее с ложечки, укачивает в коляске и учит правилам хорошего поведения. Таким образом, каждый из детей готовится к взрослой жизни. И очень важно, чтобы ребятишки почувствовали себя в этой игре успешными и уверенными. Игры для девочек дочки матери – тема публикации.

От имитации к импровизации

Игра в дочки-матери нередко начинается уже с момента введения прикорма: ..Ложку каши мишутке, ложечку — Оле". Эти простые действия малыш потом повторяет самостоятельно. Собственно, понятие „забота" — основное для игры в дочки-матери, считают детские психологи. Как только кроха берет под свое покровительство пупса, ушастого зайца или куклу (неважно, что пока он способен только носить игрушку с собой и качать ее), можно сказать, что сделан еще один шаг к взрослению.

•  Первый этап игры (1,5-2 года) — имитация самых простых бытовых ситуаций: кроха кормит куклу, баюкает, купает.

•  На втором этапе (от 3 лет) малыш уже не просто копирует действия взрослых, но и сам разыгрывает сценки. Кукла или мишка уже могут отворачиваться от ложки с кашей, капризничать, бояться или смеяться. Кроха уговаривает, подбадривает, наказывает их.

•  Ребенку 4-6 лет, играющему в дочки-матери, и детям постарше уже необходимы сверстники. Игра становится сюжетно-ролевой. В ней проявляется умение ребенка перевоплощаться, копируя поведение других. В дочки-матери иногда играют и мальчики, правда, отведенная им роль не будет центральной. Игровой папа ходит на работу, уезжает в командировку или отправляется на войну. Вообще, некоторые мальчишки с удовольствием играют в куклы, но это увлечение обычно недолговечно. А вот для девочек 4-6 лет дочки-матери — основная и любимая игра, которая исчезнет из игрового „репертуара" к первому или самое позднее — к пятому классу.

Заботливый отец

Если мальчик играет в куклы... Это совершенно нормально! В возрасте 2-3 лет мальчишки, как и их сверстницы, могут увлеченно „воспитывать" малыша, кормя его с ложки и даже гуляя с коляской. Именно игра с куклой помогает ребенку эмоционально развиваться. Он получает новый опыт, примеряя разные социальные роли: папа в игре дочки-матери, врач, если дети играют в больницу. Условность действий (все происходит понарошку) заставляет воображение работать активнее. С помощью кукол и пупсов мальчики точно также, как и девочки, учатся пониманию и взаимодействию с окружающим миром. Игра дает малышу возможность увидеть себя со стороны и в то же время понять другого, снимает психологическое напряжение путем „отыгрывания" конфликтных ситуаций.

Покупаем куклу

Первую куклу стоит дарить крохе не раньше полутора лет. До этого времени ребенок будет обращаться с ней, как с любой другой игрушкой, стараясь понять, что она из себя представляет. Поэтому скоро дорогая кукла окажется разобранной по частям. Позже малыш, наблюдая за своим окружением, обнаружит, что с этой игрушкой можно производить множество других не менее интересных действий. Купание, переодевание — такие манипуляции ребенок будет повторять изо дня в день. Так что на этом этапе познания мира лучше всего подойдут не столько красивые, сколько практичные игрушки. Например, тряпичные куклы, мягкие и приятные на ощупь. Или игрушки из гибкой пластмассы, которые хорошо моются. Девочке старше 2 лет уже стоит приобрести куклу с длинными волосами, которые можно мыть, расчесывать и заплетать в косички. При выборе игрушки учитывайте, что она станет не только проводником эмоций, фантазий малыша, но и наложит отпечаток на его характер. Смешение образов женщины и ребенка, характерное для современных кукол, дезориентирует кроху: то ли ухаживать за куклой, то ли стремиться стать похожей на нее. Многие детские психологи рекомендуют вообще отказаться от кукол, изображающих взрослых женщин. Ведь такие Маша, Барби или Катя не нуждаются в материнской опеке. Соответственно и традиционной игры в дочки-матери с ними не получится. На первый взгляд, ничего страшного. Однако именно в детстве закладывается модель поведения будущей мамы. Еще одно правило: кукле не нужно иметь пол. Малыш сам решит, кем она станет во время игры.

Прогулки с коляской

После 2-3 лет игра постепенно усложняется, возникает потребность в новых предметах. К примеру, с помощью игрушечной посуды можно устраивать чаепития. Это не просто забава, но и полезный урок. Развивается мелкая моторика, кроха получает представление об объеме: учится наливать жидкость, вовремя останавливаясь. Еще один предмет, который используется в игре примерно с того же возраста, — коляска. Прогулки с игрушечной коляской улучшают крупную моторику ребенка, развивают ловкость, ведь малышу приходится делать повороты, спускаться и подниматься.

Смотрим в оба!

Для родителей игра в дочки-матери может стать настоящим кладезем полезной информации. Ненавязчивое наблюдение за игрой дочери (сына) с куклой позволит лучше узнать собственного ребенка. При этом важно не вмешиваться в действие и не комментировать происходящее. В игре с куклой ребенок исполняет две роли — дочки и матери. Говоря за куклу, кроха озвучивает свои желания („Не хочу в садик!"), страхи („Боюсь темноты"), обиды („Ты же обещал сходить со мной в зоопарк!"). Но еще большего   внимания   заслуживает роль мамы. Как она разговаривает с ребенком? Сохраняет ли она спокойствие или быстро выходит из себя? Уделяет ли она внимание малышу или только ухаживает за ним? Часто ли мама хвалит? Очень полезна и совместная игра в дочки-матери. Играя за куклу, малыш ответит на вопросы, которые вас  волнуют (можно спросить куклу, что ей не нравится, как она себя чувствует). Этот прием удобно использовать, когда необходимо воздействовать на ребенка. К примеру, если малыш устроил истерику в магазине, на следующий день предложите ему сыграть роль родителя. Изображая капризулю, можно и преувеличить, а вот проводить параллель с действительными событиями не стоит — маленький упрямец догадается сам.                                                 

Что в игре должно насторожить?

•  Сильная агрессия. Кроха бьет или ломает куклы. Это повод задуматься, возможно, вы выбрали слишком жесткую линию поведения с малышом, сурово наказывая его за малейшие проступки.

•  Повторяющиеся сюжеты. Ребенок проигрывает одну и ту же ситуацию. К примеру, дочка раз за разом повторяет кукле: „Ты — плохая девочка, нужно проситься на горшок!" Скорее всего, в своем стремлении приучить малышку к горшку родители перегнули палку. Навязчивый сюжет вызывает стрессовая ситуация. Она может возникнуть и без участия родителей. В игре проявляются увиденные на улице драка, ссора, авария. Проигрывание этих моментов поможет малышу стереть пугающие воспоминания.

• Сексуальные мотивы. Если в игре появляются „постельные сцены", нужно не умиляться маленькому всезнайке, а обратиться к детскому психологу. Подобные знания, полученные раньше времени, могли травмировать психику.

Автор: Артем Кладько

Коммент. (1)

кукушка
Хорошая статья! Учит на что обратить внимание вовремя игры! Совершенно правильно! Некоторые детки замкнуты в себе и не рассказывают о своих страхах, а родители не замечают за собой ошибки в воспитании. Увидя со стороны как девочка бьёт куклу, становится страшно, что мама - монстр. Сразу срабатывает тормоз в мозгах и больше такого не делаешь!
кукушка 5 января 2012 19:37 Ответить
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера