Общение с ребенком зависит полностью от взрослых, как он сможет организовать это общение, какие требование предъявлять к малышу. Если у ребенка будет недостаток общения со взрослым, за ним только ухаживают и удовлетворяют только нужды, то такие детки резко отстают в развитии речи. И наоборот, если взрослый через чур обращает внимание на ребенка, ловит на лету его жест, исполняет все что он хочет, то такой малыш может долго обходиться без речи. Но когда взрослые вынуждают ребенка, говорят внятно слова, это другое дело, только в этом случае малыш исполняет волю родителей.
Потребность общаться развивается через общение с взрослым по поводу предметной деятельности. Именно благодаря предметной деятельности ребенок может усвоить значение слов, образы предметов.
В раннем детстве речь формируется по двум направлениям: малыш понимает речь взрослого и у него формируется собственная речь.
Ребенок не может сразу говорить предложениями. Сначала он учится относить слова к предметам. Например, мама ему говорит: «Вот, это игрушка Зайка». Ребенок смотрит на игрушку, запоминает, как она выглядит. Через некоторое время мама может спросить: «Где Зайка?». После этого ребенок ищет взглядом, где его игрушка. Но не на всех взрослых малыш одинаково реагирует. Маме он может показать, где у него пальчики, носик, ротик, а на просьбы других взрослых он может проигнорировать. Мать и дитя находятся в тесном контакте, даже по интонации ее голоса или взгляду ребенок все понимает.
В первые месяцы второго года, если ребенок знает название и как выглядит предмет, то говоря ему «Дай мне Мишку!», ребенок даст его взрослому, при условии, если Мишка будет лежать где-то рядом. Если малыш не видит игрушки, то взглядом он обязательно начнет ее искать, прореагировав на просьбу взрослого. Если перед ребенком лежат Зайка, Мишка, Чебурашка и взрослый несколько раз повторяет «Дай Чебурашку!», то взгляд малыша будет скользить по всем игрушкам и остановится на указанной игрушке и обязательно потянется за ней ручкой. Но не всегда так бывает, если ребенок, любит больше Зайку, то он выберет любимую игру.
Для дитя второго года жизни по запросу взрослого гораздо легче начать выполнять какое-либо действие, чем перестать делать начатое. Он понимает слово «НЕЛЬЗЯ», но магически оно на него не действует, как бы хотелось. Например, маленький Миша пытается вставить гвоздь в розетку, мама ему кричит «Нельзя!», но мальчик все равно пытается засунуть гвоздь, он же не понимает, что это опасно.
Только на третьем году указания на прекращение действий оказывают положительными. Малыш уже внимательно слушает, о чем говорят взрослые, он уже старается понять их разговор. Детки уже внимательно слушают сказки, стишки.
Слушание и понимание – важное приобретение для ребенка. С помощью него речь является основным средством познания действительности.
Активная речь развивается у ребенка до полутора лет, но медленно их количество составляет порядком от 30-40 до 100 слов.
После полутора лет ребенок начинает делать попытки произносить те слова, которые ему плохо знакомы, то есть проявляет инициативу. К концу второго года в его лексиконе уже 300 слов, к третьему году – 500 -1500 слов.
Речь ребенка не похожа на речь взрослого поначалу. Такая речь называется автономной. Малыш употребляет такие слова, которые взрослый бы и не употребил. Они более доступны детям для произношения. «Молоко» он произносит как «мокко».
При правильном речевом воспитании автономная речь быстро исчезает. Если взрослый четко выговаривает слова, то малыш тоже к этому стремится, если же наоборот поддерживает автономную речь, ребенок долго будет говорить плохо.
В раннем детстве происходит становление грамматического строя речи. В начале предложения детей состоят из двух слов, не изменяющихся по родам и падежам. Позже речь ребенка становится связной.
К концу раннего возраста малыши сами уже составляют слова в предложениях.
Общение ребенка и взрослого – имеет огромное значение для психического развития ребенка.