Как только малыш перестает знакомиться с миром путем опускания рук в кашу и для него это становится игрой или забавой, нужно начинать с воспитательных мероприятий на тему: как вести себя за столом.
В два-три года вы обращаете внимание на то, что перед едой нужно помыть руки. За столом объясняйте ребенку, как пользоваться вилкой, ложкой, в какой руке их держать. Чуть позже – обратитесь непосредственно к теме о культуре поведения. Следите, чтоб ребенок не крошил хлеб, не играл с ним, пережевывал с закрытым ртом, не разговаривал во время еды с набитым ртом.
Именно с детства мы помним поговорку: «Когда я ем, то я глух и нем». Но прием пищи не должен превращаться в игру в молчанку: говорить можно, но только в перерывах между поглощением пищи. Если ребенок не слушает, объясните, что с набитым ртом его слушать не будут. Теме разговоров следует уделить отдельное внимание. Не говорить как с ребенком, так и между собой в семье о болезнях за столом, пресекайте выяснение отношений между членами семьи, не стоит вспоминать о «гадких» вещах, которые, может, и не испортят аппетит ребенку, но явно пойдут не на благо его воспитанию. Сосредотачивайте внимание своего чада на вкусовых особенностях того или другого продукта, чтоб он мог распознавать вкусы наверняка и знать: как это – соленое, сладкое, кислое и т. п. Можно превратить изучение в игру «Что это за вкус? ».
Часто дети капризничают за столом, вырываются. Дело в том, что у них низкая усидчивость, они не могут сосредотачивать внимание на одном занятии не более 15 минут. Поэтому им может просто надоесть сам процесс, или ребенок может уже наесться (ведь часто перед основной едой родители дают «перекусить», поэтому ребенок может недостаточно проголодаться).
С четырехлетнего возраста в воспитательные мероприятия может войти приучение держать правильно столовые приборы, брать немного еды за один раз. Научившись сам держать столовые приборы, необходимо переходить на самостоятельное кормление. После этого родители не идут на уговоры «Покорми меня! », так как ребенок уже взрослый и может сам. Сразу же нужно показывать, как вести себя со столовыми приборами: как класть ложку в рот, вынимать (чтоб ребенок не сербал, не чавкал, не стучал прибором по зубах). В этом же возрасте можно показать, как есть с ножом и вилкой. При этом подумайте о безопасности.
Когда ребенок уже идет в школу, он уже должен вести себя спокойно, уметь следить за осанкой во время еды, бесшумно есть, не класть локти на стол. Ноги не должны болтаться под столом, быть скрещенными (это влияет и на осанку).
Замечания нужно доносить, подкрепляя живыми примерами, образами сказочных героев (Буратино, Вини Пух). Не приучайте ребенка к слепой вере в «так надо», «так принято» – это может когда-нибудь сыграть с вами злую шутку. Даже если сорвался выкрик, успокойтесь и объясните смысл действий.
Воспитательные мероприятия по теме этикета за столом не ограничиваются культурой поведения во время еды. Чтоб в будущем не возникало проблем, привлекайте ребенка накрывать на стол, убирать за собой после еды. Поначалу пусть хотя бы донесет тарелку до умывальника, в пяти-, шестилетнем возрасте можно поручить ребенку помыть посуду. Пускай не сразу у него будет получаться, придется перемыть за ним, но обязательно тактично указывая на недостатки, чтоб в следующий раз он старался лучше.
Если ему нужно что-либо передать, не позволяйте ему тянуться, а вежливо попросить (используя, естественно, «волшебное» слово «пожалуйста»). За столом также не следует отбирать еду с соседней тарелки, спешить захватить самый большой кусок. А когда что-то не получилось, или вырвалось (икота или отрыжка), заставляйте извиниться. После еды научите ребенка благодарить.
Родители также должны развивать в ребенке эстетические чувства. Еду подавайте красиво выложенной, в общие блюда кладите ложку (чтоб не лезть в них каждый своим прибором). Не ешьте с кастрюли или сковородки, стоя, на ходу. Если не хотите, чтоб ребенок ел в комнате, не подавайте пример и никогда не кормите его там. Ни в коем случае нельзя кушать с включенным телевизором! За столом внимание ребенка должно быть сосредоточено на еде. Если он капризничает, не хочет есть, не ругайте его, а просто отставьте тарелку. Вам кажется, что он не наелся – следующий прием пищи начните раньше. Не идите на поводу, когда ребенок откровенно перебирает в еде. Нужно кушать все, что подано, и отдельно варить для потаканий капризам ни к чему хорошему не приведет.
Несомненно, все воспитательные мероприятия должны быть подтверждены собственным примером. Следите за своими манерами поведения, ведь нудные рассказы ничто по сравнению с «картинкой», ведь дети копируют поведение родителей до мельчайших подробностей. Вести за столом себя нужно так, как бы вы хотели, чтоб вел себя ребенок, а воспитательные мероприятия проводить постепенно, с любовью и безграничным терпением.