Прибавка веса и роста
Показатели роста и веса ребенка изменяются с возрастом. Вспомните, как быстро рос ваш малыш первые дни после роддома. Постепенно скорость прибавки в весе и росте замедляются. Значительные перемены происходят и с внешним видом ребенка. До 3 лет он был пухленьким, а потом постепенно начал вытягиваться, худеть. Во время купания вы с ужасом обнаруживаете, что у ребенка стали проступать ребра под кожей, и вы начинаете корить себя, что недокармливаете малыша. Успокойтесь! Ваш ребенок в порядке. И то, что он похудел, является нормой. Это можно считать возрастной особенностью ребенка до 6 лет.
Новые стандарты развития
Ранее вы измеряли рост и вес ребенка часто на специальных детских весах. После 3 лет необходимость делать это постоянно отпадает. Достаточно производить замеры пару раз в год.
Как оценить динамику роста ребенка? Для ребенка 3 лет важно, насколько пропорционально идет увеличение роста и веса. Если вы вдруг заметили, что данные веса обгоняют данные роста, значит, у ребенка избыточный вес, вы его перекармливаете. Нужно пересмотреть питание ребенка и подумать, хватает ли ему возможностей подвигаться.
Ребенок в этом возрасте так меняется внешне потому, что объем жировых подкожных отложений сходит на нет, да и мышечная система ребенка развивается вовсе неравномерно. А именно: крупные мышцы развиваются в первую очередь, а мелкие (межреберные мышцы, мышцы кистей и стоп) сильно отстают в развитии. Менее развитые мышцы быстрее устают при нагрузках. Старайтесь не перегружать мелкие мышцы ребенка - это поможет им лучше развиться.
Помимо ускоренного развития мышечной ткани, у 3-6-летнего ребенка интенсивно развивается костная ткань. Ваш малыш как бы вытягивается. Растут косточки и за счет того, что замещается хрящевая ткань. Кости черепа также развиваются – вы сами замечаете, как в последнее время у ребенка увеличилась голова.
Развитие речи продолжается
Ребенок к возрасте от 3 до 6 лет уже неплохо разговаривает. Речь намного облегчила ваше общение. Однако речь ребенка все еще довольно примитивна. Запас слов слишком мал, почти совсем отсутствует умение выражать свои мысли. Малышу порой проще общаться при помощи коротких фраз и жестов. Это тоже является возрастной нормой.
Чтобы развитие речи ребенка было гармоничным, есть лишь один выход: разговаривать с ним чаще. Причем, говорить должны не только вы сами, а и ребенок тоже. Не стоит ограничиваться простейшими темами – можете обсудить мультфильм, прочитанную вместе книжку, его отношения со сверстниками.
Трудности произношения
В норме развитие ребенка этого возраста предполагает четкую речь, когда все звуки произносятся правильно. Если есть какие-либо сложности с произношением, сразу же прибегните к помощи логопеда. Не откладывайте это! Потеряв драгоценное время, вы можете серьезно навредить этим своему ребенку.
Речь может быть нарушена и вследствие нарушения слуха. Если ребенок просто пропускает какие-то звуки, например шипящие, проверьте, слышит ли он их. Шепот ребенок должен слышать за несколько метров. Лучше всего проверять слух у ребенка, увлеченного игрой. Просто позовите его шепотом. При необратимых нарушениях слуха без консультации и помощи врача не обойтись.
Психическое развитие ребенка 3-4 лет
В этом возрасте ребенок хочет во всем подражать взрослым. На подражании даже строятся некоторые его игры, например в продавца или солдата. Малыш должен понимать не только смысл произносимых слов, но и нюансы интонации. Он в норме уже чувствует скрытое недовольство, обиду, иронию, грусть и т. п. Он не путает множественное и единственное число, женский и мужской род, но может назвать вечер утром или про "завтра" сказать "вчера". Может делить предметы на группы по различным признакам: фрукты, животные, птицы и т. д.
У ребенка в эти годы очень развита память, он легко запоминает длинные стихи. Он уже не хочет играть один, он ищет себе компанию. Всякое поручение, полученное от взрослых, ребенку хочется исполнить.
Психическое развитие ребенка 5-6 лет
У ребенка 6 лет крайне редко путаются понятия "обед" и "ужин" или "вчера" и "завтра". Он легко решает задачки на удаление из ряда предметов лишнего, у него по-прежнему хорошая память: может запомнить длинное стихотворение, не понимая до конца его смысл. Ему легко запомнить слова из иностранных языков, выучить песенку по-английски и спеть ее.
Он уже хочет играть не с одним ребенком, а с группой детей. Игры их усложняются: дети распределяют между собой роли и играют, не нарушая установленных правил. Дети этого возраста с удовольствием принимают участие в домашнем театре.
Физическое развитие ребенка 3-4 лет
Он уверенно бегает и редко падает. С ним можно играть в "догонялки", при этом убегая, ребенок в состоянии увернуться от вас. Он уже хорошо владеет своим телом, но не до конца развито чувство равновесия. Способность ребенка от 3 лет пробегать большие расстояния возрастает. Однако не стоит без особой нужды подвергать малыша таким нагрузкам.
Ребенок уже может неплохо прыгать, перепрыгивает через невысокий предмет, спрыгивает со ступеньки или запрыгивает на нее, но со скакалкой ему еще не справиться. Малыш легко лазает по "шведской стенке", легко раскачивается и крутится на канате, но влезть по нему вверх пока не может.
Физическое развитие ребенка 5-6 лет
Ребенок уже в состоянии пробежать и двести, и триста метров, причем довольно быстро. Бегать ребенок может уже не только по ровной поверхности, но и на пересеченной местности. Движения его становятся более уверенными, в этом смысле он уже почти не отличим от взрослого. Ребенок легко дотронется до кончика своего носа, до плеча или уха с закрытыми глазами. Он может ловко словить мяч и так же ловко бросить его вам.
Идет развитие чувства равновесия: ребенок уже может пройти по узкой доске или бревну. На лестнице он может прыгать через ступеньку. На ровной поверхности перепрыгивает различные предметы. Постепенно осваивает скакалку. Умеет прыгать на одной ноге. На "шведской стенке" ребенку под силу немного подняться по канату - это говорит о том, что его руки становятся сильнее. Но отжиматься от пола малыш еще не может.