Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

26.04.2011

Малыши задают много вопросов

«Ужасно интересно все то, что неизвестно». Это точно! Малыши задают много вопросов, так как  они только начинают познавательную деятельность, им интересно все. От вас требуются энциклопедические знания и... терпение.
0 52719

Наступает он у всех в разное время, этот волшебный возраст «что? как? зачем? и по­чему?». У кого-то в два-три года, у кого-то в пять, но у большинства — около че­тырех. А заканчиваются бур­ные проявления глобального любопытства около шести-семи лет... или никогда. Это как кому повезет. Одни, по­пав в школу, получают массу ответов на вопросы, которые они даже не задавали, и пе­рестают спрашивать. Иные продолжают искать ответы, но уже по-другому: копаются в Интернете, зачитывают до дыр энциклопедии, проводят эксперименты и выстраивают собственные гипотезы... Ка­кой сценарий вам больше нравится? Наверняка вто­рой. Чтобы любознатель­ность малыша переросла в научно-исследовательский интерес, вам нужно много знать и еще больше делать.

Идеальный возраст

Сто тысяч «почему», возни­кающие в голове вашего ка­рапуза - признак того, что он готов к полноценной поз­навательной деятельности. К трем - пяти годам у боль­шинства детей уже сформи­рованы физические, менталь­ные, психические и речевые инструменты для этого. Теперь малютка способен сформулировать то, что его интересует. И характер об­щения со взрослыми стано­вится иным: на смену прак­тической совместной деятельности приходит теоретичес­кое разглагольствование. В этом возрасте ребенок на­чинает понимать, что многие предметы не так просты, как ему казалось раньше, и пыта­ется проникнуть в суть вещей, задавая много вопросов. Но собственного опыта и зна­ний ему не хватает, вот он и ищет авторитетный источ­ник информации. Главный авторитет для него - вы. По­этому на вас обрушивается лавина вопросов. Отвечайте! Знакомьте с альтернативны­ми источниками, учите нахо­дить факты и данные всюду. Помните: в 6-7 лет у челове­ка формируются основы представления о мире, от­крываются и ярко проявля­ются способности, заклады­вается стереотип поведения и обучения. То есть образу­ется ядро личности.

Эволюция вопроса

Сначала малыш формулирует вопросы в стиле «это я прос­то так говорю, размышляю». Как правило, он не спраши­вает напрямую, а раздумыва­ет вслух о заинтересовавшем его объекте или факте.  «И почему воробьи летают? Хотят все видеть?» Кроха как бы и не требует ответа, но для мамы и папы это сигнал: в до­ме завелся почемучка. Сразу же начинайте отвечать. Не обязательно рассказывать об эволюции животного мира и строении крыла. Время для этого еще придет. Сейчас важно просто поддержать разговор: «Думаю, им дей­ствительно интересно поле­тать. А еще они так ищут себе пищу». Если после первого же ответа посыпалось мно­жество уточняющих вопро­сов, все в порядке. Малышу задавать много вопросов необходимо, чтобы развиваться как нужно.

Не без намека

Не все «почему» - след­ствие познавательных пот­ребностей карапуза. Иног­да они рассказывают о том, что беспокоит  ребенка, о его внутренних проблемах. О том, что у крохотули не спокойно на душе, свидетель­ствуют бессмысленные, на ваш взгляд, вопросы, которые он повторяет бесчисленное количество раз, даже когда была внесена абсолютная яс­ность. «Почему кровать?» - спрашивает малютка. «Что за глупости ты говоришь!» — отвечает мама и продолжает заниматься своими делами. Или: «Где наша бабушка?» — пятый раз подряд повторяет кроха. «Я же тебе говорила: на даче. Сегодня приедет. Хватит об этом!» - гнев сквозит в каждом слове. Погодите злиться. Попробуй­те расшифровать посылы ре­бенка. В первом случае слы­шится следующее: «Обрати на меня внимание», «Давай поиграем!», а то и «Ты меня любишь?» Во втором: «Хочу поговорить о бабушке. Я по ней соскучился» или «Ты меня видишь?» Ярко выраженная настойчи­вость свидетельствует еще и о повышенной тревожнос­ти. Крохе нужно услышать, что за последние пять минут ничего не изменилось, что все хорошо и бабушка точно приедет. Как быть? Бросьте все дела и уделите время по­чемучке. Пообнимайтесь, почитайте, поиграйте, погово­рите о бабушке, в конце кон­цов. Какая у нее дача, что там растет, на какой машине она приедет. Малыши задают многие вопросы просто, чтобы утвердиться в вашей любви к ним. Верните гармонию в сердечко малютки.

О пользе ответов

Почему к приставаниям поче­мучки нужно относиться очень серьезно? Ну, о том, что вы источник знаний, в чем-то даже двигатель личного прогресса крохи, вы уже знаете. Но оказывается, от­вечая на вопросы малютки, вы еще и удовлетворяете его потребность в уважении! Вот так! Дело в том, что ребенок, оторвавшийся от привычной опоры на наглядность, попав в царство умозрительных рассуждений, чувствует себя крайне неуверенно. И любое невнимание со стороны ро­дителей, насмешка или не­желание отвечать обижают и злят. А вот когда мама или пана включаются в разговор, внимательно выслушивают и все объясняют, крохе кажет­ся, что он даже подрос. Ведь подросла и его самооценка. Кстати, этому способствует и честность родителей, ко­торые не стыдятся при­знать, что у них далеко не энциклопедические знания. И предлагают вместе за­няться поиском ответов. Такая линия поведения во­обще классная. Во-первых, у малыша воз­растет доверие к вам. Во-вторых, карапуз поймет, что не святые горшки обжигают и он тоже может стать умным, как взрослые. В-третьих, ребенок попросту узнает о других путях добычи информации, а это уже реальные инвестиции в его бу­дущее. И еще. Бесконечные «почему?» — барометр дове­рия крохи к вам. Пока они есть, он верит в вашу разум­ность и способность все на свете объяснить, во всем помочь. Вы надежный тыл и опора, к вам можно прибе­жать с проблемой и найти решение... Веский аргумент, чтобы потратить свое время и энергию на поиск истины? Любознательность  легко уничтожить. Рецепт вы знае­те: не отвечать, отмахиваться, смеяться над «глупостью», подчеркивать «нелепость». А как простимулировать? Спрашивать самим. Иногда просто так, без повода: «Зачем тебе нос? Почему у тебя зубы белые? Где живет бегемот?» А пока малыш думает над ответами, отдохните и собе­ритесь с мыслями перед но­вой осадой почемучки в виде новый вопросов.

Вперед, за истиной!

Далеко не на все вопросы необ­ходимо давать готовые ответы. Гораздо полезнее и интереснее искать их всем вместе.

1. Отвечайте вопросом на вопрос. Не всегда, но часто. Хороший ва­риант – «А ты-то как считаешь?», «Что ты думаешь по этому поводу?»

2. Принимайте к рассмотрению все гипотезы малыша. Даже са­мые фантастические. И сами выдви­гайте: иногда подталкивающие, иногда провокационные. «Говоришь, зайка носит шубку, чтобы было тепло? А мо­жет, ему просто нравится расцветка?»

3. Спорьте, обсуждайте, обращай­тесь за помощью к разным ис­точниками информации. Вы же пом­ните: в споре рождается истина. Нужно, чтобы и ребенок это осознал. Тогда он научится не довольствоваться малым, а доискиваться сути вещей. А это уже гарантия, что ваш малыш задает много вопросов с пользой. И почемучка останется почемучкой... взрослым и важным. 

Автор: Мария Ситтель

Коммент. (1)

Tamila
Это точно, что терпения нужно вагон, но не нужно отмахиваться от крошки, ведь даже делая домашние дела можно отвлечься и пообщаться с малюткой.
Tamila 12 мая 2011 20:30 Ответить
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера