Наступает он у всех в разное время, этот волшебный возраст «что? как? зачем? и почему?». У кого-то в два-три года, у кого-то в пять, но у большинства — около четырех. А заканчиваются бурные проявления глобального любопытства около шести-семи лет... или никогда. Это как кому повезет. Одни, попав в школу, получают массу ответов на вопросы, которые они даже не задавали, и перестают спрашивать. Иные продолжают искать ответы, но уже по-другому: копаются в Интернете, зачитывают до дыр энциклопедии, проводят эксперименты и выстраивают собственные гипотезы... Какой сценарий вам больше нравится? Наверняка второй. Чтобы любознательность малыша переросла в научно-исследовательский интерес, вам нужно много знать и еще больше делать.
Идеальный возраст
Сто тысяч «почему», возникающие в голове вашего карапуза - признак того, что он готов к полноценной познавательной деятельности. К трем - пяти годам у большинства детей уже сформированы физические, ментальные, психические и речевые инструменты для этого. Теперь малютка способен сформулировать то, что его интересует. И характер общения со взрослыми становится иным: на смену практической совместной деятельности приходит теоретическое разглагольствование. В этом возрасте ребенок начинает понимать, что многие предметы не так просты, как ему казалось раньше, и пытается проникнуть в суть вещей, задавая много вопросов. Но собственного опыта и знаний ему не хватает, вот он и ищет авторитетный источник информации. Главный авторитет для него - вы. Поэтому на вас обрушивается лавина вопросов. Отвечайте! Знакомьте с альтернативными источниками, учите находить факты и данные всюду. Помните: в 6-7 лет у человека формируются основы представления о мире, открываются и ярко проявляются способности, закладывается стереотип поведения и обучения. То есть образуется ядро личности.
Эволюция вопроса
Сначала малыш формулирует вопросы в стиле «это я просто так говорю, размышляю». Как правило, он не спрашивает напрямую, а раздумывает вслух о заинтересовавшем его объекте или факте. «И почему воробьи летают? Хотят все видеть?» Кроха как бы и не требует ответа, но для мамы и папы это сигнал: в доме завелся почемучка. Сразу же начинайте отвечать. Не обязательно рассказывать об эволюции животного мира и строении крыла. Время для этого еще придет. Сейчас важно просто поддержать разговор: «Думаю, им действительно интересно полетать. А еще они так ищут себе пищу». Если после первого же ответа посыпалось множество уточняющих вопросов, все в порядке. Малышу задавать много вопросов необходимо, чтобы развиваться как нужно.
Не без намека
Не все «почему» - следствие познавательных потребностей карапуза. Иногда они рассказывают о том, что беспокоит ребенка, о его внутренних проблемах. О том, что у крохотули не спокойно на душе, свидетельствуют бессмысленные, на ваш взгляд, вопросы, которые он повторяет бесчисленное количество раз, даже когда была внесена абсолютная ясность. «Почему кровать?» - спрашивает малютка. «Что за глупости ты говоришь!» — отвечает мама и продолжает заниматься своими делами. Или: «Где наша бабушка?» — пятый раз подряд повторяет кроха. «Я же тебе говорила: на даче. Сегодня приедет. Хватит об этом!» - гнев сквозит в каждом слове. Погодите злиться. Попробуйте расшифровать посылы ребенка. В первом случае слышится следующее: «Обрати на меня внимание», «Давай поиграем!», а то и «Ты меня любишь?» Во втором: «Хочу поговорить о бабушке. Я по ней соскучился» или «Ты меня видишь?» Ярко выраженная настойчивость свидетельствует еще и о повышенной тревожности. Крохе нужно услышать, что за последние пять минут ничего не изменилось, что все хорошо и бабушка точно приедет. Как быть? Бросьте все дела и уделите время почемучке. Пообнимайтесь, почитайте, поиграйте, поговорите о бабушке, в конце концов. Какая у нее дача, что там растет, на какой машине она приедет. Малыши задают многие вопросы просто, чтобы утвердиться в вашей любви к ним. Верните гармонию в сердечко малютки.
О пользе ответов
Почему к приставаниям почемучки нужно относиться очень серьезно? Ну, о том, что вы источник знаний, в чем-то даже двигатель личного прогресса крохи, вы уже знаете. Но оказывается, отвечая на вопросы малютки, вы еще и удовлетворяете его потребность в уважении! Вот так! Дело в том, что ребенок, оторвавшийся от привычной опоры на наглядность, попав в царство умозрительных рассуждений, чувствует себя крайне неуверенно. И любое невнимание со стороны родителей, насмешка или нежелание отвечать обижают и злят. А вот когда мама или пана включаются в разговор, внимательно выслушивают и все объясняют, крохе кажется, что он даже подрос. Ведь подросла и его самооценка. Кстати, этому способствует и честность родителей, которые не стыдятся признать, что у них далеко не энциклопедические знания. И предлагают вместе заняться поиском ответов. Такая линия поведения вообще классная. Во-первых, у малыша возрастет доверие к вам. Во-вторых, карапуз поймет, что не святые горшки обжигают и он тоже может стать умным, как взрослые. В-третьих, ребенок попросту узнает о других путях добычи информации, а это уже реальные инвестиции в его будущее. И еще. Бесконечные «почему?» — барометр доверия крохи к вам. Пока они есть, он верит в вашу разумность и способность все на свете объяснить, во всем помочь. Вы надежный тыл и опора, к вам можно прибежать с проблемой и найти решение... Веский аргумент, чтобы потратить свое время и энергию на поиск истины? Любознательность легко уничтожить. Рецепт вы знаете: не отвечать, отмахиваться, смеяться над «глупостью», подчеркивать «нелепость». А как простимулировать? Спрашивать самим. Иногда просто так, без повода: «Зачем тебе нос? Почему у тебя зубы белые? Где живет бегемот?» А пока малыш думает над ответами, отдохните и соберитесь с мыслями перед новой осадой почемучки в виде новый вопросов.
Вперед, за истиной!
Далеко не на все вопросы необходимо давать готовые ответы. Гораздо полезнее и интереснее искать их всем вместе.
1. Отвечайте вопросом на вопрос. Не всегда, но часто. Хороший вариант – «А ты-то как считаешь?», «Что ты думаешь по этому поводу?»
2. Принимайте к рассмотрению все гипотезы малыша. Даже самые фантастические. И сами выдвигайте: иногда подталкивающие, иногда провокационные. «Говоришь, зайка носит шубку, чтобы было тепло? А может, ему просто нравится расцветка?»
3. Спорьте, обсуждайте, обращайтесь за помощью к разным источниками информации. Вы же помните: в споре рождается истина. Нужно, чтобы и ребенок это осознал. Тогда он научится не довольствоваться малым, а доискиваться сути вещей. А это уже гарантия, что ваш малыш задает много вопросов с пользой. И почемучка останется почемучкой... взрослым и важным.