Сущность инновационных процессов в образовании - это решение двух проблем – изучение и обобщение передового педагогического опыта и его распространения, внедрение достижения психолого-педагогической науки в практику.
Учитель инновационного типа выступает в качестве автора и разработчика новых обучающих программ. В том числе он исследователь, пользователь и в то же время пропагандист новейших технологий и концепций в педагогическом процессе. Педагог проводит отбор и оценку возможности применения новых идей и методик, предлагаемых коллегами и педагогической наукой. В настоящее время возникла необходимость в инновационной педагогической деятельности и определяется она условиями развития общества, культуры и рядом жизненных обстоятельств.
Первое – это происходящие социально-экономические изменения в обществе.
Второе – происходит усиление гуманитаризации содержания образования.
Третье – изменение отношения самих учителей к освоению и применению нового в педагогическом процессе.
Четвертое – вхождение учебных заведений в рыночные отношения и создание негосударственных школ. Таким образом, возникает конкуренция.
Понятие «учитель инновационного типа» подразумевает открытость педагога экспериментам, инновациям и изменениям в педагогическом процессе. Педагог должен воспринимать различные точки зрения, не изменяя собственное видение проблемы. Такой учитель ориентирован на настоящее и будущее, но не на прошлое. Он преодолевает созданные жизнью препятствия, планирует будущее, все свои действия и достижения. Ему присуще чувство справедливости и он видит высокую ценность обучения и образования.
Учитель инновационного типа - это творческая личность, которая сама компонент инновационного процесса в педагогике.
Современное общество, его развитие, требует от учителя инновационного поведения. Это значит активное и систематическое творчество при осуществлении педагогической деятельности. Постоянное изучение и впитывание опыта коллег, но при этом не терять собственный уровень креативности и таким образом входить в педагогическое сообщество.
Школа - это практически коллективный субъект инновации. Только в ней можно осуществить живой образовательный процесс, сохраняя целостность мира без границ в пространстве нашего образования. Она «единица» системы образования. В настоящее время в нашей стране только проходит становление научного подхода к педагогическим нововведениям. Эта наука старается решить проблему о целостном теоретическом понятии состава, структуры и функциях педагогической инновации.
Современной школе и обществу нужны творчески мыслящие специалисты, которые обеспечат эффективность обучения при новых подходах и инновационной деятельности.
Не может быть общей модели педагога-экспериментатора. В какой системе создан данный педагог, той идеологии он и будет придерживаться. В инновационной педагогике действует принцип личностно-ориентированного подхода к процессу обучения. Таким образом, есть возможность создания нового. Кроме того это дает свободу выбора. Всем абсолютно ясно, чем больше будет выбор, тем лучше. Поэтому сейчас ставится задача подготовки педагогических кадров инновационного типа. Основной задачей профессионального образования педагогов является способность к решению творческих задач. Становление учителя будущего должно моделировать его инновационную деятельность. Основа концепции подготовки учителя - системный и рефлексивно-деятельный, а также индивидуально-творческий подходы. Кроме того, важно обеспечить построение и функционирование процесса формирования личности педагога. Анализируя проблемы школьного образования, становится ясно, что необходимо формирование инновационной деятельности учителя. Появление в школе учителя инновационного типа, это задача с глубоким социально-педагогическим смыслом. И именно от решения данной задачи напрямую зависит успех преобразований в самой системе общего образования, а также перспективы в развитии школы. Теперь вы знаете, каким должен быть современный учитель и что должен уметь учитель инновационного типа, именно такие педагоги должны представлять нашу современную школу.