Обычно родители, когда заходит речь о подготовке детей к школе, прежде всего обращают внимание на развитие учебных навыков (чтение, письмо, счет). Но это далеко не самое главное. Гораздо важнее подготовить ребенка психологически. Выделяют пять компонентов готовности к школе.
1. Мотивационная готовность. Имеется в виду интерес к школе, стремление идти учиться, желание познавать новое. Задайте ребенку несколько вопросов: "Хочешь ли ты идти в школу?", "Что в ней самое важное?", "А что самое интересное?" и т.п.
Если окажется, что ребенок имеет о школе весьма приблизительное представление, что ему не интересно даже говорить о ней, нужно всерьез задуматься о формировании у него мотивационной готовности. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок сам хотел учиться, а не шел в школу, потому что этого хочет мама, потому что все дети учатся.
2. Волевая готовность. В школе ребенок встретится с необходимостью делать не то, что хочется, а то, что нужно. И если он не приучен к этому, ему будет трудно привыкать к дисциплине, подчинять свои желания требованиям учителя и интересам класса.
3. Интеллектуальная готовность, т.е. соответствующий запас знаний и представлений, умение выполнять умственную работу. Как видите, это не единственный, но тоже важный компонент готовности ребенка к школе.
К 6-7 годам ребенок обычно владеет значительным словарным запасом (до 4-5, иногда до 7 тысяч слов). Многие знают азбуку, цифры, начинают читать, знают, как написать несколько слов. Но дело даже не в количестве этого его "багажа", а в способности, желании учиться, познавать новое.
Период бесконечных "почему?" — закономерный этап в жизни ребенка, и взрослые не должны от этих вопросов отмахиваться, даже если они раздражают своей нелогичностью. Если вы были терпеливы и внимательны к своему малышу до школы, доступно отвечали на все его вопросы, вы тем самым сделали гораздо больше для его подготовки к серьезной учебе, чем в том случае, если за последние месяцы лихорадочно старались выучить с ним новые стишки, буквы, цифры.
4. Умение слышать и слушать взрослого, контролировать свою деятельность.
5. Физическая готовность. К 6 годам основная направленность физической подготовки детей к школе уже пройдена. Ребенок может выполнять различные спортивные упражнения, хорошо владеет основными движениями. К основным двигательным качествам относятся сила, ловкость, быстрота, выносливость. По уровню физического воспитания и состояния здоровья всех детей делят в школе для физкультурных занятий на специальные группы: основную, подготовительную и специальную.
Собственно, уже в детском саду дети занимались физкультурой с учетом здоровья и определенных навыков и умений, только нагрузки были другие. Но физическая готовность ребенка к школе подразумевает не только его успехи в физкультуре. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь определенные параметры веса, роста, окружности груди, определенное количество молочных зубов, часть которых уже начинает меняться на постоянные. Он должен обладать определенной силой кистей, чтобы хорошо держать в руке ручку или карандаш и не уставать во время письма. У него в этом возрасте активно совершенствуются функции различных органов и систем, происходит нарастание массы более крупных мышц, увеличивается объем активных движений в крупных суставах.
И если все указанные при осмотре ребенка параметры укладываются в данные таблиц, по которым мы проводим оценку физического развития, можно сделать заключение, которое будет очень важно для ребенка, — "физически к школе готов". Итак, готов физически, готов в умственном отношении, готов мотивационно и в волевом плане, социально-психологическом отношении. Если все так, то ребенок готов полностью.
Возьмут ли вашего ребенка в школу, если ему еще не исполнилось шесть лет?
Закон об образовании гласит, что в нашей стране дети начинают учиться с 6 лет. Но если вы уверены, что ребенок готов физически, умственно, мотивационно, то отказать в приеме документов вам не могут. Данные о ребенке после тестирования передадут в РОНО, а оттуда в комитет по образованию. С окончательным решением выступит Министерство образования.
Что нужно знать и уметь ребенку, поступающему в 1-й класс?
• свои паспортные данные (фамилию, имя, отчество, дату рождения, домашний адрес);
• определять по часам время с точностью до часа;
• знать цифры от 0 до 9, счет до 20 в прямом и обратном направлении (при поступлении в некоторые гимназии контролируют счет в обратном порядке через "один");
• знать название поры года, дней недели;
• знать, что такое точка, линия, острый угол и тупой.
Все это знают малыши, которых в саду готовят по специальной программе, посвященной определению готовности ребенка к школе. А обучение чтению, письму и счету — задача начальной школы.